Российские производители мыла выпускают преимущественно хозяйственное и туалетное мыло, спрос на которое постоянно падает. Большая часть мыла российского производства идёт на экспорт в страны бывшего СССР, тогда как в сегменте жидкого мыла, гелей и прочих средств для мытья, пользующихся все большим спросом в РФ, преобладает импортная продукция. Интерес ко всему натуральному и экологически чистому сформировал рынок мыла ручной работы и расширил спектр каналов продаж – мыло стали активно покупать в аптеках и специализированных мыльных магазинах.
Компания «Академия Сервис» представляет данные о динамике российского рынка мыла с 2005-го по начало 2010 года – рассматриваются показатели производства, импорта и экспорта мыла, структура рынка, основные места продаж. Информация представлена из результатов маркетингового исследования «Российский рынок мыла. 2009г. – начало 2010г. Структура и Динамика»
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЫЛА В 2005-2010 гг.
• В 2009 году ёмкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн, что на 8% меньше показателей предыдущего года
• К концу 2010 года рынок мыла может составить 166,7 тысяч тонн. Падение объемов потребления может составить 16% за год или на 30% за 3 года
• Ожидается ещё больший рост рынка жидкого мыла в количественном и денежном выражении и падение потребления твердого мыла
• Более половины экспорта жидкого мыла из России идёт на Украину, твёрдого туалетного и хозяйственного – в Казахстан
• Наиболее предпочтительным местом покупки мыла являются супермаркеты
• Потребители все больше стали предпочитать покупать мыло в аптеках, хозяйственных магазинах и специализированных мыльных магазинах
• Тенденция последних лет – повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому
ДИНАМИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА МЫЛА
В 2009 году ёмкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн. Из них доля отечественных производителей составила 67% – эта величина остаётся стабильной на российском рынке на протяжении последних трёх лет.
Если сложившиеся на отечественном рынке тенденции производства мыла и его продаж сохранятся на протяжении текущего года, к концу 2010-го спад рынка за год может составить рекордные 16% – до 166,7 тысяч тонн.
СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА МЫЛА
Основными покупателями российского мыла являются Украина, Казахстан, Кыргызстан и Афганистан – внутри страны спрос на него падает.
Поставки мыла в нашу стану идут более чем из 50 стран мира – привлекательность рынка формируют низкие таможенные ставки. Основные импортёры – Польша и Турция.
Ожидается ещё больший рост рынка жидкого мыла (как в количественном, так и в денежном выражении), а рынок туалетного мыла, несмотря на большие объёмы (до 70%) – будет постепенно сокращаться.
Тенденция последних лет - повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому, а также моде на оригинальные подарки (чему способствуют привлекательный дизайн и изысканный аромат продукции).
Продаются различные виды мыла в Москве как в хозяйственных магазинах, супермаркетах, на рынках и в небольших магазинчиках, так и в аптеках, а также специализированных фирменных магазинах. Это говорит не только о развитии рынка, но и о переходе сегмента мыла, как и рынка косметики, в раздел эстетических товаров.
Сейчас отечественные производители ориентируются преимущественно на средний и низкий ценовой сегменты. Премиум-сегменты заняты импортной продукцией, отличающейся преимущественно дизайном упаковки и привлекательностью рекламы.
Современный рынок мыла, как и смежные рынки косметики и парфюмерии, по мере формирования культуры использования косметических средств, роста доходов населения и ассортимента предлагаемых средств, переживает перерождение. Потребителя начинают интересовать уникальные свойства товара, специализация на конкретных свойствах, появляется потребность в новой продукции, которую на данном этапе охотно предлагают импортёры мыла за неимением достаточных объёмов его производства в нашей стране.