«Верхняя государева аптека», первая в России, открылась в 1581 году при дворе Ивана Грозного. Она располагалась в Московском Кремле, напротив Чудова монастыря, и обслуживала только царскую семью. Ее организовал английский аптекарь Джеймс Френч (Яков Астафьев), присланный королевой Елизаветой I по просьбе царя.
На фоне расписных стен и покрытых коврами полов стояли серебряные витрины с хрустальными сосудами и позолоченными инструментами. В склянках — заморские товары. Один только Френч привез в Москву 160 наименований: «капели виноградная», «масло мушкатное», «коренья мандрагора», «спиритус вейне», «кость из серца оленя», «опиом», «прямая глина арменская». А еще в аптеке продавались любимые царем «мифические» натурпродукты: «безуй» (безоаровый камень) и «инроговый песок» (истертый в порошок рог единорога) — универсальные противоядия.
Не приближенные к царскому двору лечились иначе: обращались в монастырские «лекарственные погребы», прибегали к помощи знахарей и ведуний, использовали заготовленные в ночь на Ивана Купалу травы, покупали снадобья в зелейных лавках — народных протоаптеках.
Жак Маржерет. «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского», 1607 год: "…Если простолюдины заболевают, они берут обычно водки на хороший глоток и засыпают туда заряд аркебузного пороха или же головку толченого чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются там, пока не попотеют час или два..."
В 1620 году появился Аптекарский приказ — госорган, который контролировал работу царских докторов, лекарей и аптекарей. Тогда их различали так: «…дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому неискусен, а лекарь прикладывает и лекарством лечит, а сам ненаучен, а обтекарь у них обоих повар».
Сотрудники Аптекарского приказа проверяли анамнезы, заказывали заморское сырье, первыми пробовали лекарства перед подачей государю и хранили их в «казенках» — опечатанных комнатах. Собирали царские «аптечки» — инкрустированные камнями роскошные передвижные ящики. Выдавали редкие медикаменты боярам — по челобитным царю.
Скоро наладилось и импортозамещение. Во-первых, в Москве появились «аптекарские огороды». Была учреждена «ягодная повинность»: крестьянам из других регионов предписывалось «сбирать травы, цветы и коренья, годные к лекарственному делу». Так, на полках царской аптеки стабильно лежали зверобой из Тобольска, можжевеловые ягоды из Ярославля, почечуйная трава из Казани, солодковый корень из Астрахани. Во-вторых, библиотекари Аптекарского приказа собирали известные «лечебники» и «травники», а толмачи переводили с других языков медицинские трактаты.
В 1654 году, во время эпидемии чумы, открылась первая русская Лекарская школа. Дети стрельцов, дьяков и служащих учились медицинской ботанике и работали в лабораториях. И первыми русскими аптекарями стали выпускники Тихон Ананьин и Василий Шилов.
«Книга глаголемая «Прохладный Вертоград», избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах ко здравию человекам пристоящих», 1672 год:
"Глава 304. О Золоте.
1. Золото мелко терто и внутрь принято, прокажение из всего тела изгонит, и все уды телесныя укрепляет, язвы или чирьи златою снастию отворим, та язва никако не гноится".
В 1672 году при Алексее Михайловиче в Москве открыли первую общедоступную аптеку. «Нижняя государева аптека» располагалась в новом Гостином дворе, на Ильинке. Вскоре государственные аптеки появились в Вологде и Казани.
Петр I провел в России настоящую аптечную реформу. Запретил «зелейные лавки», где торговали непроверенными «порохами», «мазунями», «водками травными» и «горошками». Вместо них в 1701 году в Москве открыли 8 «вольных аптек».
В 1704 году первая казенная аптека открылась и в Петропавловской крепости Петербурга. Также по указу Петра I в Москве и Петербурге разбили «аптекарские огороды» — ботанические сады с оранжереями, где выращивали даже экзотические растения. В 1721 году управление всеми аптечными делами передали Медицинской канцелярии и открыли первый завод «казенных врачебных заготовлений» на Аптекарском острове.
Во второй половине XVIII века аптечное дело сильно изменилось. Появились первые российские фармакопеи — единые перечни лекарств для всей страны. В 1789 году выпустили утвержденный прейскурант цен на все медикаменты — Аптекарскую таксу. А еще — Аптекарский устав, профессиональный кодекс аптекарей.
В XIX веке аптекарское дело стало прибыльным бизнесом. По Аптекарскому уставу 1836 года «аптеки разрешалось учреждать как в столицах, так и во всех городах и местечках Империи всякому, кто пожелает», главное — иметь звание аптекаря или провизора и быть не моложе 25 лет. Стали популярными «аптекарские магазины», где готовыми препаратами торговали «дрогисты», часто без медицинского образования.
В это время крупнейшей в Европе стала московская аптека Феррейнов на Никольской улице, известная фирменными склянками и шоу с живым медведем. И вот что там продавали:
Антон Чехов. «В аптеке», 1885 год:
"Перед ним замелькали сначала всевозможные «радиксы»: генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum'ы, semen'ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.
<…> …Резиновые кружочки, шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические мыла, мазь для ращения волос..."
Изначально аптекарство считалось исключительно мужским делом. Только в 1888 году женщинам разрешили сдавать экзамены на звание аптекарского помощника и провизора. Спустя девять лет солидное звание «провизор» первыми в стране получили Антонина Лесневская и Зинаида Аккер.
И в 1901 году благодаря упорству Лесневской на Невском проспекте появилась первая «женская» аптека. В интерьерах бело-золотых цветов работали девушки 16–26 лет. Они выдавали сильнодействующие препараты и микстуры по рецептам и сигнатурам, а еще должны были «двукратно спрашивать получателя, от кого он прислан и какая цена лекарства ему была ранее названа» — для отпуска препаратов именно больным, а не всем без разбору.
Автор: историк Татьяна Григорьева.
Изображение (фото): Дзен
Участники событий и другие указанные лица: