В итоге успешного наступления в ходе Витебско-Оршанской, Могилевской и Бобруйской операций войска 1-го Прибалтийского, 3, 2-го и правого крыла 1-го Белорусского фронтов окружили и уничтожили в районах Витебска, Орши, Могилева и Бобруйска 13 немецких дивизий. Кроме того, они нанесли серьезный урон в людях и технике двум пехотным и трем танковым дивизиям, переброшенным в Белоруссию с других участков.
Оборона противника была прорвана в полосе шириной 520 км, а глубина продвижения советских войск на запад составила 90 – 150 км. Помимо этого, в результате ударов 3-го и 1-го Белорусских фронтов вражеская группировка, находившаяся на минском направлении, оказалась глубоко охваченной с севера и юга. Подвижные соединения этих фронтов, действовавшие в районах Борисова и Осиповичей, находились в 100 км от Минска, в то время как осуществлявшие к нему отход главные силы немецкой 4-й армии – в 130–150 км.
28 июня Ставка Верховного Главнокомандования отдельными директивами за № 220123 и 220124 уточнила задачи фронтам западного направления. Замысел дальнейшего наступления состоял в том, чтобы ударом войск левого крыла 3-го Белорусского фронта, 3-й армии и 1-го гвардейского танкового корпуса 1-го Белорусского фронта по сходящимся на Минск направлениям во взаимодействии с 2-м Белорусским фронтом завершить окружение, а затем и разгром основных сил немецкой 4-й армии и овладеть столицей БССР – Минском.
Одним из условий успешного окружения крупной группировки противника являлось нарушение взаимодействия между группами армий «Север» и «Центр». Выполнение этой задачи возлагалось на 1-й Прибалтийский фронт, которому приказывалось продолжить наступление на полоцком и свенцянском направлениях, овладеть городами Полоцк и Глубокое, надежно обеспечив с севера действия трех Белорусских фронтов.
Командующий войсками 1-го Прибалтийского фронта генерал армии И.Х. Баграмян решил для овладения Полоцким укрепленным районом привлечь две армии. Он приказал командующему 4-й ударной армией генерал-лейтенанту П.Ф. Малышеву вести наступление в обход Полоцка с севера, а командующему 6-й гвардейской армией генерал-лейтенанту И.М. Чистякову – с юга и юго-запада, задействовав для этого только часть сил. Основные силы этой армии совместно с 43-й армией генерал-лейтенанта А.П. Белобородова предназначались для нанесения ударов на Браслав и Глубокое. Командиру 1-го танкового корпуса генерал-лейтенанту В.В. Буткову было приказано захватить г. Глубокое, после чего оказывать содействие 6-й гвардейской армии.
Наступление началось утром 29 июня. В полосе 4-й ударной армии 83-й стрелковый корпус под командованием генерал-майора Н.Л. Солдатова после 40-минутной артиллерийской подготовки нанес удар на полоцком направлении, но продвинуться вперед в течение дня не смог. Сильное сопротивление противника встретили и соединения 6-й гвардейской армии. Относительная неудача двух армий объяснялась тем, что командующий немецкой 3-й танковой армией Г. Рейнгардт, стремясь удержать Полоцк, ввел в сражение на подступах к нему дополнительно 2 дивизии, различные специальные части и подразделения. Всего в районе города к тому времени действовали 87, 205, 24, 290, 389-я и 81-я пехотные дивизии, 4 охранных, 6 саперно-строительных, 4 штрафных батальона и школа унтер-офицеров.
Побывав 30 июня на восточных и юго-восточных подступах к Полоцку, генерал армии И.Х. Баграмян пришел к выводу, что его штурм необходимо провести одновременно с разных сторон, чтобы лишить командование врага возможности осуществления маневра и последовательного усиления различных участков. Поэтому он приказал генерал-лейтенанту И.М. Чистякову привлечь для выполнения этой задачи не менее двух стрелковых корпусов – 22-й и 23-й гвардейские, которые во взаимодействии с 4-й ударной армией должны были овладеть городом к исходу 1 июля.
Утром того дня соединения 6-й гвардейской и 4-й ударной армий нанесли удары по сходящимся на Полоцк направлениям. До позднего вечера советские войска преодолели от 4 до 20 км, но только в полосе 22-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-майора А.И. Ручкина смогли выйти на ближние подступы к городу. На следующий день они ворвались на его восточную окраину. Одновременно Полоцка достигла 51-я гвардейская стрелковая дивизия из состава 23-го гвардейского стрелкового корпуса (генерал-лейтенант А.Н. Ермаков). Отражая многочисленные контратаки противника, она очистила всю левобережную часть города и в ночь на 3 июля вышла к Западной Двине.
Немецкое командование, опасаясь, что железнодорожный мост будет захвачен наступавшими советскими подразделениями, приказало взорвать его заблаговременно. Деревянный же мост, находившийся южнее вокзала и подготовленный к взрыву, оно стремилось сохранить до последнего момента, так как он позволял поддерживать взаимодействие между группировками в северной и южной частях Полоцка. При подходе 51-й гвардейской стрелковой дивизии к реке ее разведчики установили, что взрывом повреждены лишь средние пролеты железнодорожного моста, которые частично погрузились в воду. Этим воспользовались подразделения 154-го гвардейского стрелкового полка, которые быстро преодолели Западную Двину и захватили небольшой плацдарм. Одновременно подразделения 156-го гвардейского стрелкового полка уничтожили охрану деревянного моста и переправились по нему через реку.
В течение ночи на 4 июля на захваченных плацдармах сосредоточились главные силы дивизии, которые с рассветом нанесли удар навстречу 22-му гвардейскому стрелковому корпусу. Примерно к 6 часам утра крупный узел шоссейных и железных дорог Полоцк был очищен от врага.
Вечером того же дня в соответствии с приказом Верховного Главнокомандующего в ознаменование этого события в Москве был произведен салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.
Вместе с тем из-за того, что соединения 4-й ударной армии не успели перерезать пути отхода противника из города, полностью разгромить его полоцкую группировку не удалось. Понесшие серьезные потери германские 81, 290-я и 24-я пехотные дивизии сумели избежать окружения и отошли в северо-западном направлении.
В то время когда соединения правого крыла фронта вели бои за Полоцк, войска его левого крыла развивали наступление на свенцянском направлении. 1 июля части 2-го гвардейского стрелкового корпуса (генерал-лейтенант А.С. Ксенофонтов) 6-й гвардейской армии при содействии 1-го танкового корпуса освободили г. Германовичи. Через два дня его бригады во взаимодействии с 92-м стрелковым корпусом (генерал-майор Н.Б. Ибянский) 43-й армии овладели г. Глубокое. К исходу 4 июля соединения двух армий, преследуя отходившего врага, вышли на рубеж – озеро Дрывяты, озеро Нарочь, обеспечив тем самым с севера успешное наступление войск 3-го Белорусского фронта. За 6 дней они продвинулись вперед на расстояние от 120 до 140 км со средним темпом 20 – 25 км в сутки. Если первоначальным планом операции предусматривалось на десятый - одиннадцатый день наступления выйти на рубеж Зеленый Городок, Крулевщизна, то в реальности эту задачу 1-й Прибалтийский фронт выполнил значительно раньше. В частности, в центре и на левом крыле на одиннадцатый день операции его войска находились уже в 60 – 90 км западнее указанного рубежа.
Активную поддержку наземным войскам оказывала авиация 3-й воздушной армии (генерал-полковник авиации Н.Ф. Папивин), сосредоточив основные усилия штурмовых авиационных соединений на полоцком направлении. Всего за период с 29 июня по 4 июля они произвели около 5 тыс. самолето-вылетов. Части 11-го истребительного авиационного корпуса (генерал-майор авиации Г.А. Иванов) и 259-й истребительной авиационной дивизии, прикрывая ударную группировку фронта и обеспечивая боевые действия штурмовиков, совершили 2,9 тыс. самолето-вылетов, в 58 воздушных боях сбили 63 немецких самолета.
В результате Полоцкой наступательной операции войска фронта освободили до 5 тыс. населенных пунктов, в том числе г. Полоцк, Глубокое, Докшица, Дисна, нанесли противнику значительный урон в людях и боевой технике. Они взяли в плен около 7 тыс. человек, захватили 311 орудий, 83 миномета, 1093 пулемета, 1866 автомашин, склады с различным военным имуществом. Основная задача – изолировать группу армий «Центр» – была решена, что способствовало успешному проведению Минской наступательной операции.
В целом 1-й Прибалтийский фронт сыграл большую роль на первом этапе Белорусской наступательной операции. Его соединения в короткие сроки прорвали тактическую зону обороны врага, успешно форсировали такую крупную водную преграду, как река Западная Двина, и умело вели преследование отходивших немецких войск. Овладением же Полоцка они создали условия для переноса боевых действий на территорию Прибалтики.
Текст: Валерий Абатуров, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Фото: Минобороны России.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: