Во Всемирный день брака (отмечается ежегодно во второе воскресенье февраля) Главархив Москвы рассказал о брачных обысках — генеалогических документах, которые хранятся в управлении. Они составлялись до 1917 года, а теперь по ним возможно найти своих предков. Всего для изучения представлено более одной тысячи книг.
Брачные обыски — это специальные записи со сведениями о женихе и невесте, составлявшиеся священнослужителями перед бракосочетанием. В них сообщалось об отсутствии препятствий к заключению семейного союза. Книги брачных обысков велись во всех православных церквях Российской империи. Это богатейший источник информации, в первую очередь для генеалогических исследований. Они содержат биографические данные, которые жених и невеста в обязательном порядке передавали в церковь, где должно было проходить венчание.
В этих книгах есть сведения о звании (чины, должности) и сословии брачующихся, их месте жительства, возрасте, отсутствии родства, семейном положении (холост, вдовец или вдова), взаимном согласии, согласии родителей или опекунов и даже о душевном здоровье — что жених и невеста находятся «в полном уме». Как правило, запись составлялась накануне бракосочетания.
В Главархиве Москвы сохранились брачные обыски многих выдающихся людей. Например, в книге за 1804 год церкви Священномученика Антипия на Колымажном дворе, есть запись брачного обыска русского историка Николая Карамзина и его второй жены Екатерины Колывановой. Этот союз стал началом нового этапа в его жизни и творчестве, поэтому данный документ наравне с записью о бракосочетании имеет важное значение для изучения биографии автора эпохального труда «История государства Российского».
В записи приведены такие сведения о Карамзине и его невесте: «Между ими плотскаго, кровнаго, и духовнаго родства: т. е., кумовства, сватовства и крестнаго братства по установлению святые церкви не имеется, 3, состоят они в полном уме, а не безумные, к бракосочетанию имеют согласие вольное и непринужденное, жених вторым, а невеста первым браком, и в то супружество вступают жених не от живой жены, а невеста не от живого мужа, 4, к совокуплению браком лета имеют они правильные».
Еще один сохранившийся документ — это запись брачного обыска графа Николая Шереметева и актрисы Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), его бывшей крепостной. После долгих лет борьбы за свою любовь они достигли цели: 6 ноября 1801 года в московской Николаевской церкви у Старого Каменного моста состоялось их венчание. Обер-камергер императорского двора и «кавалер разных орденов» граф Николай Шереметев и девица Прасковья Ковалевская (ей специально немного изменили фамилию, чтобы облагородить) подтвердили, что вступают в брак «в целом разуме, а не безумные», и по «своей воле».
Участники событий и другие указанные лица: