Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия Covid, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха.
— Как осуществляется контроль качества воздуха в офисах в целом и, в частности, в сети F2?
— Для начала важно уточнить, что оценка качества воздуха складывается из множества показателей. Определяя ее, мы опираемся на такие параметры, как уровень углекислого газа в помещении, уровень пыли, взвешенных частиц в воздухе и, естественно, температуру и влажность. Существуют так называемые традиционные способы оценки — инструментальные измерения, проведенные различными приборами. В таком варианте приезжает специалист или лаборатория и проводит замеры, а затем дает заключение. Но это периодическая история, не будете же вы вызывать специалистов каждую неделю или, тем более, каждый день. Можно проводить измерения вручную, используя специальные датчики, которые считают концентрацию углекислого газа, температуру и уровень влажности. В F2 внедрена система онлайн-мониторинга этих всех параметров, которая позволяет проводить измерения всех показателей микроклимата в режиме реального времени 24/7. Наша система — это небольшой компактный датчик, который включается в розетку и имеет на борту все сенсоры, необходимые для мониторинга качества воздуха. Затем он передает данные в фирменное приложение или специальную систему, и там они преобразуются в пригодный для аналитики формат. Благодаря такому решению, в F2 ведется круглосуточный мониторинг, который позволяет оперативно реагировать на нештатные ситуации. Для этого мы выставили в своей системе диапазоны для всех показателей в соответствии с нормативными требованиями для офисов. Если реальные показатели выходят за пределы нормы, администратор офисного пространства тут же получит уведомление об этом. Например, температура в коворкинге упала ниже 15 градусов — мы сразу получаем об этом сообщение и, соответственно, можем незамедлительно принять меры по устранению этой ситуации. Естественно, возможна широкая аналитика: можно смотреть статистику за различные периоды, как изменяются параметры, сравнивать показатели в разных помещениях.
— Получаете ли вы так же от этой системы какие-то рекомендации по улучшению качества воздуха или это полностью на усмотрение оператора?
— Пока что у нас внедрен только мониторинг. Думаем о том, чтобы в будущем подключить и автоматизированный климат-контроль. То есть, мы сможем автоматизировать работу радиаторов отопления, интегрировать продвинутые системы вентиляции, которые по сигналу этой системы могут изменять интенсивность работы вентиляционных установок и либо перекрывать, либо, наоборот, увеличивать подачу воздуха в отдельные помещения. Существуют и системы автоматической регулировки влажности, которая также может по сигналам системы включаться, выключаться, изменять интенсивность подачи водяного пара в систему вентиляции. Мы пока ограничиваемся мониторингом, но это все равно дает нам огромное преимущество и возможность быстрого реагирования на любые нестандартные ситуации, а также позволяет экономить. Например, мы видим, что температура в помещениях выше нормативной. В таком случае мы вызываем технического специалиста, который всегда присутствует на площадке в рабочее время, и он регулирует работу радиаторов отопления. Таким образом, мы поддерживаем комфортный микроклимат для наших арендаторов, а также экономим средства, которые могли бы быть направлены на оплату этого избыточного тепла. Это не единственные ситуации, в которых нам помогает система мониторинга. С ее помощью можно отследить незакрытые окна, оставленные в сети обогреватели. Соответственно, мы можем быстро отреагировать, направить администратора или технического специалиста проверить, что в этом помещении не так. Есть еще один момент, особенно актуальный для коворкингов — система позволяет нам поддерживать комфорт для всех арендаторов. Это очень важно, ведь загрузка помещений может быть неравномерной: в каком-то кабинете 2 человека, а в другом, при такой же площади, располагаются 12. Мы анализируем показатели обоих помещений и вручную проводим балансировку систем вентиляции, чтобы все помещения качественно проветривались.
— Получается ли с помощью такой системы мониторинга централизованно решать извечный конфликт тех, кому душно, и тех, кому дует?
— В том числе, да. Это очень большая проблема, которая в большей степени находится в организационно-психологической плоскости. Мы решаем это обычно следующим образом: на потолочных вентиляторах устанавливаются экраны, которые позволяют избежать, чтобы напрямую дуло на человека, который сидит и работает. Раньше мы устанавливали такие экраны по запросу, но в последнее время стали делать это по умолчанию. Также благодаря системе мониторинга мы можем получить независимый взгляд: когда один человек говорит, что ему жарко, другой — холодно, а мы показываем, что показатели в пределах нормы. Тогда гораздо проще привести людей к компромиссу.
— А что делать, если мы говорим об опен-спейсе? Как быть, когда в пространстве сидят несколько команд?
— Конечно, контроль климата не ограничивается только системой вентиляции и работой радиаторов. Расстановка мебели и зонирование самого помещения тоже влияет на комфорт арендаторов и качество воздуха. Здесь огромным преимуществом выступает сама модель гибкого офисного пространства — у нас довольно легко менять расстановку мебели, расположение рабочих мест. Всем этим занимается оператор коворкинга на основе обратной связи от арендаторов. Мы проводим зонирование, устанавливаем экраны, чтобы всем было, по возможности, комфортно.
— Что происходит, когда возводятся перегородки? В таком случае удается избежать неравномерной подачи воздуха?
— Конечно. Мы заранее, еще на этапе строительства, закладываем возможность деления опен-спейса на мини-офисы. Поэтому мы изначально устанавливаем систему вентиляции так, чтобы обеспечить воздухом все зоны в офисном пространстве. Таким образом, даже при последующем разделении пространства, мы можем обеспечивать комфортный микроклимат в каждом помещении. Немаловажную роль играет и обратная связь от наших арендаторов, мы регулярно проводим опросы удовлетворенности и узнаем, что мы можем улучшить. Работа с мнением арендаторов о внедренных сервисах — это важная часть нашей повседневной работы. Именно обратная связь помогает делать услуги лучше, менять их в соответствии с ожиданиями клиентов.