В Москве 22 января 1969 года проходили приготовления к встрече экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». В торжественном эскорте принимал участие и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Велась прямая трансляция с Красной площади. Неожиданно эфир был прерван из-за случившегося ЧП. Только через день ТАСС сообщил о покушении на космонавтов. Но никто в стране не сомневался - стреляли в Брежнева.
Что же случилось на самом деле? Виктор Ильин, 23-летний офицер 61 геодезического отряда, располагавшегося в городе Ломоносове, дезертировал из части с двумя пистолетами Макарова и четырьмя магазинами патронов.
Прибыв в Москву к дяде, он украл его милицейский плащ и фуражку, что позволило беспрепятственно пройти к Боровицким воротам Кремля и встать в оцепление. Когда правительственная колона въехала на Красную площадь, Ильин открыл огонь из двух пистолетов по второй машине, ранив шофера, предполагая, что именно там находится Генсек.
Мотоциклист сопровождения нейтрализовал стрелка, сбив его с ног и получив огнестрельное ранение. Из космонавтов, сидевших в машине, никто не пострадал. После обстрела космонавты Терешкова, Николаев, Береговой и Леонов перешли в резервные машины. Огибая расстрелянную машину, основной кортеж проследовал по маршруту.
Только на второй день после покушения Ильин узнал - Брежнев ехал в другой машине, а он едва не убил космонавта Леонова. Ильин ранил мотоциклиста сопровождения и убил водителя лимузина Илью Жаркова, отца двоих детей, для которого этот день был последним рабочим днем перед пенсией. Этого космонавт Леонов, сидевший тогда в машине, не простил террористу даже через 37 лет, когда Ильину представилась возможность просить прощения у космонавта.
Ильину были предъявлены обвинения по пяти статьям уголовного кодекса РСФСР: организация и распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй, попытка теракта, убийство, хищение оружия, дезертирство с места службы. Официально было объявлено, что «провокатор» покушался на космонавтов. Он сразу же произвел на следователей впечатление человека, страдающего психическим заболеванием.
Ильин был признан невменяемым и в мае 1970 года помещен в Казанскую специализированную психиатрическую больницу, где содержался в полной изоляции в одиночной палате площадью 4,2 квадратных метра. В 1988 году, благодаря стараниям матери, был переведен в Ленинград, в городскую психиатрическую больницу №3 имени Скворцова-Степанова.
В 1990 году был освобожден решением Военной коллегии Верховного Суда СССР. Получил однокомнатную квартиру в Ленинграде, где проживает, получает пенсию по инвалидности. Поскольку он до того не был формально уволен из армии, то его адвокат сумел добиться для него решения суда о выплате денежного довольствия за 20 лет в качестве оплаты больничного листа. Ильин утверждает, что не жалеет ни о чем, кроме смерти невинного шофера, а также неприятностей, постигших его друзей.
Изображения из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: