На ВДНХ продолжается реставрация объекта культурного наследия федерального значения — павильона № 67 «Советская печать» (бывший Карело-Финской ССР). Его построили в 1954 году по проекту архитекторов Фарида Рехмукова и Алексея Резниченко в стиле традиционной карельской избы. До 1957 года павильон назывался «Карело-Финская ССР».
В отделке использовались природные материалы. Красным гранитом облицованы колонны портика, а фронтон декорирован деревянным резным барельефом и скульптурными композициями из карельской березы.
Павильон «Советская печать» — единственное здание на ВДНХ, украшенное деревянными скульптурами, и одно из четырех, в отделке которых использовали резьбу по дереву.
Резной барельеф и скульптурные группы из четырех фигур считаются главным украшением павильона № 67. Они размещаются на фронтоне. Автором является выдающийся мастер резьбы по дереву, скульптор Лев Кардашев. На барельефе изображено пять сцен из хозяйственной жизни тружеников села на фоне карельской природы. Здесь можно увидеть доярку, разливающую молоко, рыбаков в море, а также лесорубов, земледельцев, горняков, выполняющих свою работу.
Неповторимый облик зданию придают четыре деревянные скульптуры, установленные на колоннах портика. Две центральные фигуры — это крестьянка с книгой и рабочий с разводным ключом. Справа и слева от них стоят резные молодые сосенки с пушистой хвоей.
Эта композиция получила название «Новая жизнь». Она символизировала главные отрасли экономики Карело-Финской ССР — лесную промышленность, земледелие, животноводство и рыболовство. Венчал фронтон павильона резной деревянный герб республики. В 1957 году его заменили на герб Академии наук СССР, украшенный лавровым венком и развернутой книгой. Позднее герб Академии наук был закрыт металлическим гербом РСФСР. Таким образом, сейчас на фронтоне павильона одновременно находятся два герба — Академии наук и РСФСР.
«Почти за 70 лет деревянные скульптуры пришли в неудовлетворительное состояние и сейчас нуждаются в качественной реставрации. Они начали рассыхаться, на их поверхности появились трещины, через которые внутрь проникала влага. Была опасность того, что внутри дерево прогнило и от прикосновения скульптуры могут разрушиться. Специалисты очень осторожно их демонтировали. Реставраторы проведут комплексное изучение их состояния и подберут наиболее эффективные и безопасные методы их реставрации», — отметил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Сейчас деревянные скульптуры находятся в реставрационных мастерских. Здесь началось тщательное обследование их состояния. Предварительно на поверхности четырех фигур обнаружили трещины, сколы, а также оказались утраченными некоторые мелкие декоративные элементы. После их изучения и подбора материалов начнется реставрация. Она пройдет под контролем специалистов Департамента культурного наследия.
Во время реставрационных работ планируется воссоздать недостающие детали, используя те способы резьбы, которые применяли резчики в 1950-х годах. Это позволит сохранить уникальный авторский стиль советского мастера. Кроме того, реставраторы устранят повреждения деревянной поверхности, укрепят дерево и покроют защитными составами. Предполагается, что реставрация четырех скульптур продлится примерно год.
Кроме того, в мастерских планируется отреставрировать деревянный герб, резной барельеф приведут в порядок на месте.
На павильон крестьянка, рабочий, две сосенки и герб вернутся тогда, когда полностью завершатся реставрационные работы в здании.
В павильоне № 67 «Советская печать» планируется создать универсальное выставочное пространство. Таким образом, историческое предназначение этого памятника архитектуры сохранится.
После 1957 года в здании несколько раз меняли экспозиции, поэтому первоначальный декор интерьеров не сохранился. Например, здесь с 1959 по 1964 год находилась экспозиция «Культура и быт народов РСФСР», где выставлялись произведения живописи и декоративно-прикладного искусства разных регионов РСФСР. Затем с 1964 по 1966 год павильон занимала экспозиция «Целлюлозно-бумажная промышленность и лесохимическая промышленность». Она была посвящена истории развития и новейшим достижениям в этой отрасли. А в 1967 году в павильоне разместилась экспозиция «Советская печать». Здесь демонстрировалась печатная техника, а также образцы продукции различных печатных издательств Советского Союза.
ВДНХ — уникальное общественное пространство более чем с 80-летней историей. Выставка объединяет 49 объектов культурного наследия, в том числе исторические павильоны и фонтаны. Общая площадь ВДНХ — более 325 гектаров.
В 2014 году началась масштабная программа возрождения выставки. По решению москвичей ей вернули историческое название — ВДНХ (с 1992 года использовали название «Всероссийский выставочный центр»), а специалисты приступили к благоустройству территории, восстановлению павильонов и ландшафтных шедевров комплекса.
Фото: пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы.