Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян о женском предпринимательстве, проведенного совместно с Медиапроектом Digital Зеркало. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.
Женская доля.
Женское предпринимательство становится все более значимым и динамично развивающимся явлением российской экономики. Программы поддержки и финансирования предпринимательских инициатив, а также создание специализированных кластеров и бизнес-инкубаторов, особенно в крупных городах, играют важную роль в стимулировании предпринимательской активности среди женщин. И это находит отражение в общественном мнении: большая часть россиян убеждены, что сегодня у мужчин и женщин одинаковые шансы на успех в бизнесе — 66%. Но весомая часть наших сограждан считает, что у бизнеса в России скорее мужское «лицо», чем женское. Каждый четвертый отметил, что шансов больше все-таки у мужчин (25%), а вот о том, что шансов больше у женщин, наши сограждане говорят в пять раз реже (5%). Такое расхождение может говорить о том, что женское предпринимательское сообщество в целом менее заметно или слабее репрезентировано, в том числе в массовой культуре, СМИ.
Мужчины и женщины по-разному воспринимают шансы на успех в бизнесе для разных полов: мужчины чаще говорят о равенстве шансов (70% vs. 62% женщин), а женщины чаще говорят о приоритете мужчин (29% vs. 19% среди мужчин). Но и те, и другие вариант «шансов больше у женщин» называют только в 5% случаев.
Среди возрастных групп чаще других о неравенстве предпринимательских шансов в пользу мужчин говорит российская молодежь до 25 лет — 36%, каждый третий в этой группе.
Урбанизированность — еще один фактор представлений о роли мужчин и женщин в бизнесе. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще звучит вариант, что мужчинам добиться успеха в бизнесе проще: в Москве и Санкт-Петербурге так думает каждый третий (34%), на селе показатель в два раза ниже — 18%.
Бизнес «по красоте».
Предприниматели-женщины активно ведут бизнес в самых разных отраслях. От открытия небольших предприятий в сфере услуг и розничной торговли до создания собственных брендов и технологических стартапов. Согласно опросу, 38% россиян считают, что пол не влияет на то, каким бизнесом занимаются люди. Но большая часть — 48% — считают иначе и выделяют среди различных сфер бизнеса традиционно, по их мнению, «женские». Прежде всего, это бьюти-сектор — косметология, салоны красоты, парикмахерские, косметика и парфюм, с ним ассоциировано женское предпринимательство у трети россиян (32%). Далее с заметным отрывом следует торговля (12%), а затем такие сектора экономики, как образование, педагогика и воспитание; сфера обслуживания, бытовые услуги; производство и пошив одежды, мода (по 7%). Еще по 5% назвали медицину и то, что в широком смысле связано с едой — общепит, кулинария, кондитерские и пр.
В целом женщины в бизнесе воспринимаются россиянами скорее стереотипно, на сферу предпринимательства переносятся традиционные женские роли — приготовление еды, воспитание детей, пошив одежды, забота и лечение, уход за внешностью. При этом мужчины и женщины имеют очень близкие представления о том, какие сферы бизнеса чаще выбирают женщины в России, гендерной специфики в этом вопросе нет. Несколько отличаются взгляды молодежи до 25 лет, которая чаще других говорит, что пол не влияет на предпочтения в бизнесе — 47% (vs. 38% от всех россиян).
Мужское & женское.
Несмотря на то что «женский» бизнес ассоциируется с традиционными женскими функциями, от женщин в ведении своего дела ждут проявления скорее мужских качеств и черт. Каждый третий полагает, что женщинам-предпринимателям свойственны напористость, стойкость, твердость, решительность, уверенность в себе (30%). Еще 21% называли в числе таких качеств активность, целеустремленность, инициативу; авторитарный стиль поведения (жесткость, требовательность, властность) звучит в ответах 12%. Организованность, внимательность, дисциплина — такие варианты называли 9%, на пятом месте — образованность, умственные способности (7%). В числе других характеристик: деловая хватка, трудолюбие (по 4%), коммуникабельность, стрессоустойчивость (по 3%). Качества, которые можно назвать «женскими», звучат гораздо реже: 2% назвали доброту, мягкость и любовь и 1% — красоту и обаяние. Считают, что у женщин-предпринимательниц нет каких-то особых черт характера, 20% россиян и 44% 18-24-летних.
Из полученных данных следует, что образ женщины-предпринимателя неотличим от мужского, он наполнен маскулинными чертами. Стереотипы и ожидания, связанные с мужскими качествами, сохраняют влияние на представления общества о женщинах в бизнесе, особенно у самих представительниц прекрасного пола. Они чаще называют и напористость, твердость (37% vs. 21% среди мужчин), и жесткость, властность (13% vs. 8%). Тогда как мужчины чаще выбирают позицию равенства, говоря, что таких отличительных черт нет (26% vs. 16% среди женщин), или затрудняются ответить на этот вопрос (30% vs. 19%).
Бизнес — дело молодых?
Интерес женщин к открытию своего дела в России можно назвать скорее умеренным. Согласно опросу, есть бизнес у 5% женщин, чаще у молодых 25-34 лет — 10%. Нет бизнеса и не планируют его открывать восемь из десяти (80%). В ближайший год намерены заняться своим делом 4%, в течение нескольких лет еще 9%, в общей сложности потенциал женского предпринимательства составляет 13%. Но ситуация кардинально меняется, если посмотреть на нее через возрастные группы: среди 18-24-летних показатель достигает 46%, практически каждая вторая хочет заняться бизнесом в ближайший год или несколько. До 45 лет он остается на уровне 20-25%, а после падает до 5% в группе 45-59-летних и 1% в старшей когорте. Столь высокий интерес молодежи к бизнесу может объясняться разными факторами: большая энергия и амбиции; идеализация предпринимательства; отсутствие семейных обязательств, свобода; взросление в эпоху цифровизации и технологий, которые делают бизнес доступнее и понятнее; а также наличие в их поколении примеров успешных предпринимателей.
Потенциал женского предпринимательства у женщин с хорошим материальным положением выше, чем у женщин с плохим — 18% и 7% соответственно.
Урбанизированность не влияет на интерес женщин к предпринимательству, в обеих столицах доля женщин-предпринимателей составила 4%, а в общей сложности хотели бы открыть свое дело в ближайший год или несколько лет — 13%. Аналогичный показатель в городах-миллионниках — 21%, каждая пятая. А в небольших населенных пунктах (до 100 тыс. чел.) доля реальных предпринимательниц выше — 7%.
И хотя большая часть женщин пока не проявляют интереса к бизнесу, они бы могли рассчитывать на одобрение мужчин в этом начинании. Как показал опрос, российские мужчины демонстрируют высокий уровень поддержки женщин (кого-либо из членов семьи) в решении открыть бизнес — 85%. Против такого решения были бы 6%. Чем моложе мужчина, тем чаще он говорит о поддержке предпринимательских устремлений: 93% в группе до 35 лет и 77% в группе старше 60 лет. Еще один фактор — материальное благополучие, «богатые» мужчины чаще «бедных» высказываются в пользу открытия женщинами своего дела (90% vs. 77%).
Фото из открытых источников.