Дополнительные образовательные программы военно-патриотической направленности предлагают закрепить законом. Об этом заявили на 49-м расширенном заседании комитета Госдумы по молодежной политике в Москве. На повестке было 8 вопросов, касающихся совершенствования деятельности молодежных военно-патриотических организаций.
Сегодня тема патриотизма актуальна как никогда прежде. По результатам опроса, который провела Комиссия Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, главной проблемой патриотического воспитания 42 процентов респондентов назвали отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей, низкий уровень знаний об истории и культуре страны. По данным других опросов, граждане затрудняются перечислить известных героев, а 30% опрошенных сказали, что их нет.
«Большая работа ведется не только в Государственной Думе, но и в стране, так как время обязывает. Мы знаем решение Президента о создании центров военно-спортивной подготовки, проект будет масштабироваться, постепенно он появится везде. Это повысит престиж службы в армии. Также с сентября вводится в школьную программу модуль «Начальная военная подготовка». При вузах действует ассоциация патриотических клубов «Я горжусь», их уже 229. Большую работу проводит Росмолодежь. Но собрались мы обсудить проблемы, которые сдерживают работу и развитие таких организаций и проектов. Первое – это несистемное финансирование. Для таких организаций не подходит ситуативное финансирование и жизнь от гранта к гранту. Организации, которые занимаются военно-патриотическим воспитанием и подготовкой ребят к службе в армии, должны иметь хорошую материальную базу, профессиональные кадры и чувствовать себя устойчиво. Также серьезный вопрос есть в области подготовки кадров», – заявил председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев.
На сегодняшний день существует серьезная проблема по наполнению и стандартизации образовательных программ военно-патриотической направленности. Эти процессы исключены и не отрегулированы. Комитет Госдумы по молодежной политике такую инициативу подготовил и планирует внести законопроект в осеннюю сессию.
«На этапе утверждения проекта порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, закрепившего перечень направленностей дополнительного образования экс-министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, в том числе и под давлением либеральной общественности, принял единоличное решение об исключении военно-патриотической направленности из числа направленностей дополнительного образования. В итоге в документе осталось только 6 из 12 направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая. Всё, что не вошло в эти направленности, было решено включить в социально-педагогическую направленность, которая с 2022 года переименована в «социально-гуманитарную». Удар по военной патриотике в системе дополнительного образования был нанесён колоссальный. На сегодняшний момент Всероссийский центр художественного творчества обеспечивает научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам художественной и социально-педагогической направленностей. То есть певцы и музыканты координируют развитие военной тематики в системе дополнительного образования», - обозначил проблему депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по молодежной политике Вячеслав Дамдинцурунов.
«В осеннюю сессию мы внесем законопроект об утверждении отдельного направления дополнительных образовательных программ по военно-патриотической тематике. Это позволит создать реестр организаций, которые занимаются этой работой, и оказывать им адресную поддержку, а также ввести стандарты качества и осуществлять контроль со стороны государства. Все это позволит в целом создать условия для системного развития дополнительного образования военно-патриотической направленности», – добавил Артем Метелев.
В рамках данной инициативы затронули только тему предпрофессиональных программ в области военного дела, но такая же ситуация по всем направленностям дополнительного образования. Например, ребёнок, прозанимавшийся несколько лет в объединении юных инспекторов движения уже в значительной части подготовлен и мотивирован для дальнейшей учебы и работы в сфере безопасности дорожного движения. Аналогичная модель работает с советских времен по формированию художников, танцоров и музыкантов. Военно-патриотическое направление полностью отсутствует. Стране нужны профессионалы в каждой отрасли и в каждом направлении. Надо развивать профориентацию с раннего возраста, как раз используя дополнительное образование и организацию детского досуга.
Необходимо вернуть военно-патриотическую направленность в систему дополнительного образования. Возможно, часть предложений Комитета Госдумы по молодежной политике можно будет реализовать через принятие ведомственного нормативно-правового акта, но в части предпрофессиональных программ вопрос можно решить только путём внесения изменений в отраслевой закон.
Все инициативы Комитета Госдумы по молодежной политике были разработаны и поддержаны депутатами, а также представителями крупнейших патриотических организаций России: ДОСААФ России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Учебно-методический центр «Авангард», Центр патриотического воспитания, физической культуры и военно-прикладных видов спорта «Команда» и др.