Как известно, проблема коммуникации во взаимоотношении между старшим и младшим поколениями всегда была, остаётся и будет актуальной. С чем это связано?
С одной стороны, старшее поколение тяжело приспосабливается к новым веяниям и тенденциям жизни общества, считая, что «раньше было лучше», а старые рабочие методы проверены временем и практикой. С другой стороны, подрастающее поколение стремится доказать взрослым, что они ничуть не глупее и тоже имеют право отстаивать свою точку зрения, несмотря на юный возраст и небольшой «багаж» знаний и опыта.
В таком случае, возможно ли найти гармонию во взаимоотношениях между старшими и младшими? И как данная проблема проявляется в образовательных организациях?
Как пример – отношения между опытными возрастными преподавателями «старой закалки» и детьми-учениками. С какими проблемами в коммуникации они сталкиваются?
Основная и главная проблема – разрыв поколений (социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего).
Образование – та сфера, которая постоянно меняется, совершенствуется и усложняется. С возрастом становится всё труднее удержать все актуальные знания в памяти, тем более, преподнести их так, чтобы это было интересно детям. Получается, что преподавателям «старой закалки» тяжелее подстроиться под современные реалии, чем более молодым преподавателям, которым проще узнать и понять, что сейчас интересно детям, какие способы мотивации сработают и т.д.
Следующая проблема – различие в воспитании. Всем известно, что то, как воспитывались дети в СССР и как после его распада – «небо и земля». Строгое советское воспитание, в котором порицалось спорить со старшими, а уж тем более – проявить какую-либо грубость по отношению к ним, сильно разнится с воспитанием современных детей. Сейчас спор с преподавателем, повышение голоса на «старшего» – норма для многих учеников.
Дети чувствуют себя наравне с взрослыми. С одной стороны, «младшие» не бояться о себе заявить, творчески себя проявить, быть более открытыми с преподавателями. Однако такие «открытые отношения» могут привести к излишней фамильярности и к тому, что ученик перестанет соблюдать субординацию.
Следующая проблема во взаимопонимании поколений – агрессивная реакция на тенденции. Современная молодёжь не так заинтересована в получении образования (тем более – нескольких), как это было раньше. В России большинство молодых людей считает, что современное российское образование максимально несовершенно и неэффективно (в особенности – система сдачи экзаменов). А когда нет мотивации, человек не отдаётся на все 100%.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема в коммуникации возрастных преподавателей с нынешней молодёжью крайне актуальна. Для каждого учителя важно заинтересовать ученика в получении новых знаний, передать свои накопленные годами знания, чтобы наше население оставалось грамотным и образованным. Однако межпоколенные недопонимания и отсутствие мотивации мешают достичь паритетных сбалансированных отношений между людьми и высоких результатов в сфере образования.
Автор: Хлебников Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».