В крупнейшее в мире собрание Бахрушинского театрального музея поступили два новых уникальных экспоната - балетные костюмы, созданные более ста лет назад для спектаклей легендарной антрепризы Сергея Дягилева «Русские сезоны». Костюмы пошиты по эскизам одного из самых известных художников Серебряного века Льва Бакста.
«Возвращение в общественное достояние предметов искусства, представляющих одну из самых ярких страниц в истории отечественного театра, - не просто огромный вклад в коллекцию Бахрушинского музея, но и событие, исключительно значимое для развития всего Музейного фонда Российской Федерации. Благодаря этому приобретению театроведы получат новый материал для изучения “Русских сезонов” Сергея Дягилева и творчества Льва Бакста. Для историков моды это - дополнительные ключи к оценке влияния, которое костюмы Бакста оказали на радикальное изменение модных тенденций того времени. Все любители искусства смогут представить, как были оформлены спектакли “Русских сезонов” и почему они пользовались таким успехом в мире. После открытия первого в мире Музейно-театрального квартала “Бахрушинский” уникальные костюмы по эскизам Бакста будут выставлены в главном усадебном доме - в зале, посвященном “Русским сезонам”», - рассказала генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.
Один из предметов, которым Бахрушинский музей пополнил свою коллекцию, - яркий, контрастной расцветки костюм шаха Земана для балета Римского-Корсакова «Шехерезада». Балет «Шехерезада», премьера которого состоялась 4 июля 1910 года в парижской Гранд Опера, стал одной из самых знаменитых постановок «Русских сезонов». Роскошные красочные декорации и костюмы Бакста неизменно вызывали овации сразу вслед за поднятием занавеса. Костюм выполнен из шелка, хлопчатобумажной и льняной ткани, а также украшен галунами и аппликацией. Эти и другие художественные решения Льва Бакста, а также введенная им практика использования полупрозрачных тканей пришли в современную моду именно после оглушительного успеха «Шехерезады» в «Русских сезонах».
Еще один комплект, поступивший в собрание Бахрушинского, - шелковое с шифоновыми вставками платье Тамары из одноименного балета Балакирева в постановке хореографа Михаила Фокина. Оно украшено галунами и металлическим сутажем, в пару к нему идет головной убор – шапочка, в оформлении которой использованы цветовые решения костюма.
«Судя по надписям и нашивкам на подкладке, где указаны имена исполнителей, а также по печатям, подтверждающим право собственности, эти костюмы были пошиты ещё во времена активной деятельности антрепризы “Русские сезоны”. В дальнейшем их использовали и в “Русском балете Монте-Карло” (Ballet Russe de Monte Carlo). Впоследствии они находились у разных владельцев, и с 1967 года выставлялись на продажу, в частности, на аукционе Сотбис. В 2016-м костюмы были представлены на московской выставке «Лев Бакст/Leon Bаkst. К 150-летию со дня рождения». Последним владельцем костюмов стал российский частный коллекционер», - сообщила заместитель генерального директора - главный хранитель Бахрушинского театрального музея Виктория Журавлева.
Главный хранитель БТМ добавила, что в настоящее время в фондах музея хранится около 70 предметов авторства Бакста, среди которых - 46 эскизов костюмов и 11 афиш.
«Русские сезоны» знаменитого антрепренера Сергея Дягилева, который собрал для гастролей по Европе и Америке лучших артистов императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы, работали с 1908 по 1929 год. Антреприза Дягилева стала одним из самых ярких явлений в театральном искусстве первой четверти XX века. Ее спектакли повлияли на развитие не только мирового балета, но и сценографии, живописи, дизайна, а также некоторое время определяли модные тренды. Идеи костюмов, которые были созданы по эскизам Льва Бакста, а он оформлял многие балеты «Русских сезонов», использовали кутюрье самых влиятельных модных домов Парижа того времени — Жанна Пакен, Поль Пуаре и Чарльз Фредерик Уорт.
Участники событий и другие указанные лица: