Санкт-Петербургская Российская национальная библиотека в разделе Электронная библиотека представила книгу «Переяславское Евангелие» 1389-1425 гг.
Книга получила название по месту своего создания в городе Переяславле-Залесском. Об этом свидетельствует запись, сделанная самим писцом – дьяконом Зиновием. В самом начале XIV в. по завещанию последнего удельного князя Ивана Дмитриевича, внука Александра Невского, Переяславль-Залесский был присоединен к Московскому княжеству и в политическом отношении образовал с ним единое целое. Документы свидетельствуют, что впоследствии Переяславль был одним из основных поставщиков пергаменных рукописей для нужд московского Печатного двора. Однако до нас дошло только несколько кодексов местного письма. Лучшим из них является это Евангелие.
Пергаменный кодекс, написанный древним уставным типом письма, является четвероевангелием с богослужебными пометами и уставными указаниями, позволяющими использовать рукопись на службе в храме. Рукопись замечательна своим художественным оформлением. В ней пять миниатюр, одна из которых – «Спас в силах» – является настоящей загадкой для искусствоведов. Совершенно оригинальны по рисунку заставки кодекса. Изысканный цветочный орнамент не находит аналогий в книжности и сравним только с декоративными элементами фресковой росписи храмов.
Рукопись хранилась в Переславском Никольском монастыре «на болоте». В XIX в. владельцем ее был граф Ф.А. Толстой, в составе коллекции которого книга поступила в Публичную библиотеку в 1830 г.
Книга открывается оглавлением Евангелия от Матфея. Затем следует Послание Евсевия Кесарийского к Карпиану. В этом тексте Евсевий объясняет принцип составленных им «таблиц канонов» – указателя соответствий параллельных чтений в Евангелиях. Обычно далее следуют сами таблицы, но в этой рукописи их нет. Вместо них встречаем редкую для рукописных Евангелий миниатюру «Спас в силах». На обороте этого листа находится миниатюра с изображением евангелиста Матфея. Две полностраничные миниатюры на одном листе – это достаточно странное явление, как и само расположение текстов, ибо с изображением Матфея соседствует текст Предисловия к Евангелиям и только на обороте листа следует начало самого Евангелия от Матфея.
Миниатюры с изображениями евангелистов выполнены другим мастером, который старался тщательно изобразить сам процесс письма. В XVII–XVIII в. миниатюры этой рукописи подвергались реставрации, что затрудняет их датировку. Заново прорисованы отдельные детали миниатюр, произведено золочение нимбов. Миниатюра с изображением Марка имеет значительную утрату, которая искусно восполнена на бумажной подклейке.
Датировка самого кодекса опирается на данные писцовой записи. В ней назван князь Василий Дмитриевич, княживший в Переяславле с 1389 по 1425 гг. Этим периодом и датируется книга. Дошла она до нас в позднем переплете с деревянными крышками, обтянутыми синим бархатом. При изготовлении нового переплета обрез блока книги был позолочен.
Источник: https://nlr.ru/nlr_visit/RA7160/pereyaslavskoe-evangelie#gallery-2
Изображения: Российская национальная библиотека.