В Молдавии вновь началась война с памятниками советского прошлого. Первые бои за советские «места памяти» пришлись на 1990-е гг., когда, стремясь отречься от старого мира, молдавские власти «очищали» подведомственные им территории от памятников вождям Великой Октябрьской социалистической революции и их сподвижникам.
Но даже тогда, в период националистических выступлений и лозунгов «Чемодан — вокзал — Россия», не смели трогать памятники советским солдатам, освободившим мир от нацизма. Теперь настала и их очередь. И во главе этого движения стоит Майя Григорьевна Санду, мечтающая не о благосостоянии и духовной силе своего народа, а о том, чтобы ее похвалил балансирующий на грани деменции русофоб — президент США Джо Байден.
По данным Славянской правозащитной организации «Вече», в Молдавии насчитывается около 900 памятников воинам-освободителям, в том числе 89 воинских захоронений. В годы Великой Отечественной войны на этой территории погибли десятки тысяч человек. Только девять дней Ясско-Кишиневской операции (20–29 августа 1944 года), по официальной статистике, унесли 12 500 жизней советских солдат. Среди них и те, кто родился на этой земле, кто взял в руки оружие и навсегда покинул свой дом.
Вот лишь пара реальных историй советских «мест памяти», наглядно иллюстрирующих героизм советского народа.
В городе Бельцы расположен памятник освободителям города — танк Т-34 под номером 720, который был воздвигнут на постамент в 1970 году.
«В моей памяти неизгладимы картины преодоления солдатами, офицерами и генералами непролазной липкой грязи. Я помню, с каким неимоверным трудом вытаскивали бойцы застрявшие по самые кузова автомобили, утонувшие по лафеты в грязи пушки, надсадно ревущие, облепленные черноземом танки. В то время главной силой была сила человеческая».
17 марта войска вышли к границе Молдавии в районе города Сороки, несмотря на разрушенные переправы форсировали Днестр. Войска двигались к городу Бельцы, который немецкое командование пыталось удержать, поскольку это был важный железнодорожный узел. За город велись ожесточенные бои. 26 марта одним из первых ворвался в город танк Т-34 под номером 720 2-й танковой армии, механиком-водителем танка был Б.В. Макеев, будущий Герой Советского Союза, почетный гражданин города Бельцы. Но оккупированными оставались южные районы Молдавии и Кишинев. На своем танке Б.В. Макеев участвовал в Ясско-Кишиневской операции, дошел до Германии, но у берегов реки Одер был тяжело ранен. В честь освободителей города был установлен памятник.
Между селами Леушены и Онешты находится мемориальный комплекс. На гранитной плите могилы Неизвестного Солдата высечены слова: «Здесь обрел вечный покой Неизвестный солдат 161-го молдавского пехотного полка, павший на поле брани в июне 1941 года».
У склона виднеются окопы и дзоты, здесь в июне 1941 года вступили в неравный бой с оккупантами солдаты пехотного полка. Через три года здесь сомкнулось кольцо Ясско-Кишиневской операции и завершилось освобождение Молдавии. На бетонной стене в форме знамени высечены слова:
«24 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишиневской операции, здесь, на участке Леушены – Леово, соединились войска 2-го Украинского и 3-го Украинского фронтов, окружив и уничтожив в жестоких боях, продолжавшихся три дня, 18 вражеских дивизий. В результате этой победы было завершено освобождение Молдавской ССР из-под ига фашистских захватчиков. Слава героям Советской армии!»
В память о воинах был воздвигнут памятник — на вершине горы на постаменте стоит легендарная машина Т-34-85, четверть века, пролежавшая на дне реки Прут. На торжественной церемонии открытия памятника не было никого из членов экипажа. Считали, что все погибли во время боевых действий. Но останков в боевой машине не было обнаружено. Молдавский публицист Тудор Цопа занялся поисками членов экипажа. В документальном рассказе «Бронированная крепость» он пишет, что поиски были трудными, но через восемь месяцев они увенчались успехом. Командир танка Николай Дмитриевич Ольшанников жил и работал в Москве. Из воспоминаний Николая Дмитриевича выяснилось, что механик Болотов Владимир жил в Ленинграде и работал на Кировском заводе. А заряжающий «Чижик», как его называли в шутку, погиб в Чехословакии. Во время боев танк первым ворвался в оккупированное село и подорвался на мине. Экипажу удалось выйти из танка благодаря тому, что люк соскочил с петель. Члены экипажа продолжили бой, заменяя раненных танкистов. После Ясско-Кишиневской операции экипаж продолжал боевой путь в Болгарии, Венгрии, Чехословакии. Николай Ольшанников завершил его в Порт-Артуре.
Источники: Топал Д. Война с памятниками. Журнал «Русский мир»; Спатарь-Козаченко Т.И. Мемориальные комплексы — культурно-историческое наследие будущих поколений // Сервис в России и за рубежом. — 2015. — № 2. С. 163–175.
Фото: Аналитический портал RuBaltic.Ru.