Состоялась совместное заседание комиссий Государственного Совета Российской Федерации по направлениям "Инвестиции" и "Экономика и финансы". Первый заместитель Председателя Правительства обсудил с регионами развитие механизма инвестиционного налогового вычета.
В тех субъектах РФ, где он действует, предприниматели могут воспользоваться возможностью снижения размера налога на прибыль в региональный бюджет. Для компенсации выпадающих доходов субъектам предоставляют дотацию. В 2022 году ее получили 19 регионов.
«В прошлом году объем ИНВ составил в регионах 27 млрд рублей при объеме общем инвестиций около 30 трлн.руб. в стране. Это говорит о том, что на механизм нет значимого спроса. Задача - сделать так, чтобы 1 рубль финансовой поддержки давал до 20 рублей инвестиций. Это можно сделать, если перейти к кредитной схеме. Для компенсации выпадающих доходов регионы смогут взять беспроцентный займ — его субсидирует Федерация. А погасить кредит регион сможет за счет прибыли и налогов, которые поступят после запуска инвестиционного проекта», — заявил Андрей Белоусов. Он подчеркнул, действующий механизм компенсации выпадающих доходов от ИНВ продолжит работу до 2024 года. Претендовать на дотации смогут регионы, подтвердившие внедрение регионального инвестиционного стандарта.
Предложено предоставлять вычет инвестиционным проектам, которые включены в единый реестр Казначейства и заключили соглашение о взаимных обязательствах с регионом.
«В текущих условиях необходимо сконцентрировать механизм вычета на задачах перестройки и структурной адаптации экономики. Сделать акцент не на отраслях, а на конкретных проектах в соответствии с таксономией технологического суверенитета. Предлагаем зафиксировать единые критерии применения ИНВ. Установить срок действия вычета в пять лет. При этом ставка налога на прибыль для применивших «проектный» вычет компаний не может превышать 5 %», — заявил Максим Решетников.
«Проектный подход позволит управлять процессом реализации инвестиций. При этом должен существовать «региональный шлагбаум» - возможность субъектам принимать решения по конкретным проектам, так как налог все-таки идет в региональный бюджет. Также важно, чтобы процедура включения проектов в реестр не была излишне забюрократизирована. Инструмент своевременный, правильный, возможен для реализации, например, в Челябинской области. Но, чтобы он был востребован для всей страны, механизм нужно тщательно дорабатывать», — отметил Алексей Текслер, губернатор Челябинской области, председатель Комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы»
Свою позицию представили и другие представили субъектов РФ, Министерство финансов. В целом озвученные предложения были поддержаны. Конкретные аспекты будут прорабатываться более детально.
«Переход на «проектный» подход предоставления ИНВ может обеспечить предсказуемые условия для инвестора с точки зрения сроков его применения и ставки налога на прибыль. Регионы же смогут получить дополнительный инструмент для диверсификации экономики, а также повысить налоговую отдачу», — отметил председатель Комиссии Госсовета, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Также на заседании совместной комиссии Госсовета обсудили государственные закупки, как инструмент стимулирования инвестиций, механизмы реализации оффсетных контрактов, а также вопросы для рассмотрения на заседании Государственного Совета Российской Федерации по развитию инвестиционного климата в регионах.
В работе комиссии также приняли участие Первый заместитель министра финансов Леонид Горнин, Первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков, Первый заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский, заместитель руководителя Секретариата Первого заместителя Председателя Правительства Ильнар Мирсияпов.
Фото: Минэкономразвития России.