За год прекращения работы сервиса Booking в России рынок бронирования отелей в России претерпел глобальные изменения. Доля прямых бронирований на сайтах отелей удвоилась. Кроме того, россияне распробовали ранее существовавшие, но менее популярные онлайн-сервисы.
Национальный туроператор Алеан совместно с компанией TravelLine оценил итоги прошедшего года, проанализировав тренды онлайн-бронирований и предпочтения туристов при выборе объектов размещений.
«В марте 2022 года началась мощная перестройка рынка онлайн-бронирований объектов размещения. Каналы, о которых гости знали, но отдавали предпочтение Booking, заняли его место и поделили между собой освободившийся рынок», — отмечает Александр Галочкин, генеральный директор TravelLine.
По оценкам TravelLine, на продажи через сайты отелей до ухода «букинга» в 2021 году приходилось порядка 24%. В 2022 году доля прямых онлайн-бронирований составила 52%.
Россияне стали самостоятельней при бронировании отельного отдыха.
По данным Национального туроператора Алеан, количество прямых бронирований через модуль на сайте компании увеличилось примерно на 25%. Общая численность заявок от частных клиентов в 2022 году возросла примерно на 40%. При этом количество повторных визитов для совершения бронирования увеличилось в 2022 году на 47% по отношению к 2021 году.
«В целом мы видим четкий тренд на самостоятельные онлайн-бронирования как объектов размещения, так и пакетных туров. Принимая во внимание тот факт, что туристы повторно возвращаются, можно сделать вывод, что такие бронирования становятся для них нормой. Речь идет не только о традиционном отпуске на море, но и о коротких, порой спонтанных путешествиях. Когда сервис Booking покинул российский рынок, наш клиент стал намного активнее, но при этом гораздо требовательнее к привычной интуитивной простоте, прозрачности и надежности бронирований», – рассказывает Оксана Булах, коммерческий директор Алеан.
В поисках альтернативы туристы ищут прежде всего схожий с «букингом» по простоте и прозрачности сервис. «Главная фраза 2022 года – «как на Booking», – говорит Александр Галочкин.
Отели дорожают, глубина продаж падает.
Цены на проживание в российских отелях за год увеличились. В Алеан говорят о росте в среднем на 10%. Стоимость ночи в городских отелях повысилась на 17,7%, в курортном отеле – на 17,6%. Санатории и загородные отели подорожали за этот год в среднем на 12,8% и 18,6% соответственно.
При этом глубина бронирования значительно сократилась: на данный момент туристы в среднем бронируют отель за срок около недели до заезда.
На какие российские направления и на какие категории отелей вырос спрос.
Лидерами по увеличению спроса среди туристов в структуре продаж туроператора Алеан за 2022 год стали Москва, Санкт-Петербург, Горный Алтай, Кавказские Минеральные Воды, Башкирия, Калининградская область.
Спрос на отдых в Сочи увеличился на 30%. При этом спрос на размещение в отелях 5* в Большом Сочи увеличился на 100%, в отелях 2* – на 40%, 4* – на 36%, 3* – на 11%.
В 2022 году туристы в Сочи чаще всего бронировали отели 3* (72%), реже – 4* (18%). Размещения категории 2* выбирали 7% туристов, 5* – 3%.
В 2022 году по отношению к 2021 году спрос на Кавказские Минеральные Воды вырос на 47%. Чаще всего туристы бронировали размещение в объектах категории 3* (68%). Отели 2 и 4* выбирали по 15% человек, и лишь 2% останавливались в 5-звездочных гостиницах.
При этом, больше всего спрос увеличился на отели категории 4* (+45%), далее следуют отели 3* (+39%), 2* (+34%) и 5* (+30%).
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области туристы чаще обычного предпочитали жить в отелях 3* (50%) и 4* (34%), реже – 2* (15%) и 5* (2%).
Спрос на посещение туристами Москвы вырос по сравнению с 2021, но пока еще не вернулся к уровню 2019 года, когда столица приняла почти 25 миллионов гостей. Большинство туристов туроператора Алеан в 2022 году в Москве останавливалось в отелях 3* (65%) и 4* (25%), в отелях 2* проживали 9% клиентов компании, и лишь 1% выбирал для размещения в столице отели 5*.
Автор текста: Анна Бирюкова.