Ковидные ограничения забыты, как страшный сон. Уже можно не носить маски, нарушать социальную дистанцию, а это значит, что командам давно пора вернуться в офисы. По крайней мере, на быстрый возврат команд рассчитывало большинство компаний.
Однако на практике оказалось, что за годы удаленки многие сотрудники смогли смириться и полюбить работу из дома, в обществе питомцев и родственников. Игорь Золотухин, генеральный директор сети коворкингов F2, рассказывает, как вернуть сотрудников в офис и не вызвать волны негодования.
Почему нельзя оставить удаленку?
Этот вопрос сегодня задают даже те, кто в начале пандемии был готов надеть сразу несколько масок, лишь бы не оставаться в локдауне. Но за прошедшее время мнение многих сторонников офиса изменилось, плюсы удаленки перевесили минусы:
- не нужно спускаться в переполненное метро или толкаться в общественном транспорте;
- не нужно каждый день испытывать на себе перемены погоды: от морозов до слякоти;
- можно проводить больше времени с близкими, принимать участие в семейных завтраках и обедах;
- присутствовать на корпоративных совещаниях, не вылезая из любимой пижамы.
Так по данным различных опросов, от 35% до 75% сотрудников не готовы отказываться от домашнего комфорта.
И все же, по данным исследователей, удаленная работа, несмотря на удобство, уступает по эффективности работе в офисе. Дома достаточно много отвлекающих факторов, таких как питомцы, дети, содержимое холодильника, домашние обязанности. Офис же позволяет отвлечься от бытовых вопросов и сконцентрироваться на работе.
Но в сегодняшних реалиях у работодателя нет возможности поставить ультиматум и выгнать всех сотрудников обратно в офис. Важно помнить, что современный рынок труда все еще переживает тренд, который на западе назвали “Большим истощением”: за время пандемии многие люди пересмотрели свои карьерные пути и мотивацию к работе, и теперь выражают куда большую готовность уволиться, даже если пока у них нет варианта, куда пойти работать. Сегодня, учитывая это и новую тенденцию, направленную на сокращение найма новых сотрудников, руководители уже не могут позволить себе так запросто терять членов команды. Поэтому появляется потребность в компромиссе.
Коворкинг — компромисс между руководителем и сотрудником.
В условиях, когда повышать продуктивность команды необходимо, но платить за это комфортом и командным духом руководитель не готов, гибкое офисное пространство может стать оптимальным решением.
Основным трендом является гибридный формат работы: несколько дней в неделю сотрудник может находиться в офисе, а несколько — работать из дома. На сегодняшний день этот вариант показывает наибольшую эффективность: он одновременно стимулирует продуктивность сотрудника и команды, и в то же время снижает уровень стресса в коллективе.
Но для комфортной работы в гибридном формате требуется высокий уровень корпоративной культуры, освоение навыков асинхронной коммуникации, когда вам не нужно собирать всю команду в одном зале, чтобы сказать, кто — молодец, а кто — опять забыл про дедлайны. Наибольшей эффективности гибридного формата способствует внутренняя ИТ-инфраструктура: наличие чатов и платформ для асинхронной коммуникации, введение систем планирования, таких как Jira, и методологий, например, Kanban. Если эти практики активно используются, то компания может остановить свой выбор на гибком офисном пространстве, в котором в разные дни будут присутствовать различные сотрудники. Таким образом вы одновременно поддержите коммуникацию между коллегами, и не переплатите за квадратные метры.
Так, по данным онлайн-издания Deskmag больше 50% опрошенных отметили, что стали работать продуктивнее в коворкингах, а данные habr показывают, что продуктивность ИТ специалистов при работе в коворкингах выше в 1,5 раза
Выбор в пользу гибких офисных пространств позволяет сэкономить в том числе и на расходах, связанных с обслуживанием помещения, административными издержками и ФОТе такого персонала, как секретари, клининг, инженеры, сисадмины, кофеледи и др.
Компании также получают бонус в виде нетворкинга. Во время мероприятий, организуемых самой площадкой, арендаторы могут общаться с соседями по площадке, находить таким образом потенциальных партнеров для проектов и коллабораций.
В дальнейшем гибридный формат можно постепенно сводить к 100%-му возвращению всей команды в офис, постепенно расширяя и изменяя арендуемое пространство, либо же продолжать адаптировать его под себя наиболее комфортным образом.
Эффективный гибридный формат в F2.
В сети коворкингов премиум-класса F2 (Москва) есть все необходимое для создания комфортной работы в гибридных условиях:
Система бронирования.
Цифровая платформа для управления рабочим пространством позволяет поэтапно выводить сотрудников в офис. Можно бронировать нужное количество рабочих мест и распределять их между коллегами, постепенно увеличивая присутствие сотрудников на площадке. Также через систему можно бронировать переговорные комнаты, конференц-залы и другие услуги, предоставляемые на площадке.
Инфраструктура.
Арендуя рабочие места в сети, компания получает доступ к внутренней и внешней инфраструктуре площадки. Внутри коворкинга арендаторы могут найти все для комфортной работы: переговорные, кухню, необходимую офисную технику, кабины для видеоконференций, свежий specialty-кофе и здоровую еду. Рядом с офисом располагаются многочисленные кафе и рестораны, магазины, а также спортивный зал и детский центр развития (в локации FiliГрад).
Сервис.
На площадке арендаторам доступна круглосуточная поддержка на всех уровнях. На рецепшн примут доставку, отправят курьера, а штатные IT-специалисты всегда помогут с настройкой техники.
Условия для нетворкинга.
На всех площадках F2 регулярно проводятся мероприятия, в которых могут участвовать все организаторы. Это и тематические вечеринки, и вечера настольных игр, а также открытые уроки и мастер-классы.