Снижение ключевой ставки ЦБ, продление льготной ипотеки и программы субсидированной ипотеки от застройщиков в 2022 году помогли рынку жилой недвижимости Московского региона выйти по уровню спроса на показатель 2019 года.
События конца февраля прошлого года способствовали резкому росту спроса в марте, а последующее резкое повышение ключевой ставки в апреле привело к его существенному снижению. В 2022 году впервые в истории уровень ключевой ставки достиг 20%, вслед за этим ставки по вкладам повысились до рекордных показателей, что потребовало от участников рынка дополнительных мер поддержки спроса.
На рынке жилой недвижимости Московского региона драйвером спроса стала ипотека, после того как ЦБ начал постепенно снижать ключевую ставку. Восстановление продолжалось до конца сентября, когда рынок «замер» в ожидании – резко снизился объём обращений и клиентской активности, девелоперы и покупатели заняли выжидательную позицию. «До конца сентября спрос оставался довольно устойчивым – продолжали закрываться сделки и бронирования предыдущих периодов, однако уже в октябре он начал стремительно снижаться. Активизировать интерес должны были ипотечные программы – льготная и субсидированная, благодаря чему к концу года спрос снова чуть заметно оживился», - комментирует Юрий Раловец, соучредитель и коммерческий директор Time Development.
По данным аналитиков компании Est-a-Tet совокупный объём спроса на квартиры комфорт-класса в Московском регионе в 2022 году составил более 3 млн кв. м, что на 23,4% ниже рекордного показателя за 2021 год. При этом уровень спроса за прошлый год сопоставим с показателем 2019 года. За год прирост цены составил 13,7%. Объём предложения на первичном рынке Московской области за квартал увеличился на 14,4% и достиг 1,8 млн кв. м, а по сравнению с аналогичным периодом 2021 года показатель выше на 20,3%. Доля ипотечных сделок снизилась на 5% после отмены околонулевых ставок.
«Как и ранее, рост цен в проектах со старта и до окончания продаж будет сохраняться. Ипотека, соотношение цены/качества и, собственно, сам продукт станут драйверами продаж в 2023 году. Конкуренция на рынке, наконец-то, заставит застройщиков обратить пристальное внимание на концепцию, качество и характеристики продукта», - верит Юрий Раловец, эксперт Time Development.