Правительство установило новый экспериментальный правовой режим (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» на автомобильной дороге М-11 «Нева».
Соответствующее постановление, разработанное Минэкономразвития России, подписано Председателем Правительства Михаилом Мишустиным.
Данный ЭПР станет механизмом реализации одного из высокотехнологичных «проектов-маяков» — «Беспилотные логистические коридоры», которые курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов. Проект реализуется в рамках инициативы «Маяки развития технологий» стратегического направления «Новая технологическая среда», которая находится под пристальным вниманием президента.
«Установленный ЭПР — это важный результат в рамках продолжения нормативного регулирования использования беспилотного транспорта в нашей стране. Беспилотные автомобили, как и в целом беспилотный транспорт, - это не абстрактное будущее, а уже сегодняшнее настоящее, и мы видим, что они вызывают интерес у участников рынка. Мы получаем различные инициативы от коммерческих организаций, готовых рассматривать использование беспилотных автомобилей в своих бизнес-процессах. Это объективно подтверждает высокий запрос на внедрение беспилотных решений и, соответственно, необходимость его правового регулирования.
Отмечу, что ЭПР не ограничивается крупными центральными городами: Москвой и Санкт-Петербургом — он будет реализован также в четырех областях России (Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской), у которых возможность проведения эксперимента на их территории вызвала активный отклик», — прокомментировал заместитель Министра экономического развития Максим Колесников.
ЭПР предусматривает широкий круг участников, включая производителей ВАТС (ПАО «Камаз», НПО «Старлайн»), крупных перевозчиков («Глобалтрак лоджистик», «Магнит», Х5 Logistics), и оператора инфраструктуры – государственная компания «Автодор».
В рамках ЭПР в течение трех лет будут апробированы цифровые инновации по коммерческой эксплуатации беспилотных грузовиков – как с водителем-испытателем, так и при удаленном управлении движением с участием инженера испытателя и диспетчера. Оборудование и программное обеспечение, используемые для движения и контроля за ним, позволят в любой момент осуществить остановку беспилотного грузовика, находящегося под контролем диспетчера.
Все беспилотные грузовики имеют декларацию производителя о безопасности и заключения о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза, выданные испытательной лабораторией по итогам испытаний на полигоне; кроме того, они постоянно проходят предрейсовый или предсменный контроль технического состояния, снабжены диагностической системой контроля.
Эксперимент по движению беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования позволит получить ценный опыт для дальнейшего запуска на коммерческой основе в масштабах страны новых технологических решений в рамках коммерческой деятельности.