Сложно представить современный ЖК без систем «умного» дома и иных digital-элементов. Однако в условиях, когда ряд стран ввели ограничения на поставки гаджетов, программ и технологий в Россию, особенно остро встал вопрос импортозамещения. О том, как участники рынка недвижимости реализуют проекты импортозамещения в цифровой сфере, рассказывают эксперты компании «Метриум».
И сам не пропадай, и товарища выручай.
В глобальной экономике нарушение технологических связей несет в себе гораздо больше угроз, чем разрыв транспортных или производственных цепочек. Поэтому импортозамещение, кроме создания и развития непосредственно промышленной базы, должно ориентироваться и на поддержку отечественных разработчиков, кто создает не уступающие зарубежным аналогам приложения и системы.
Стоит отметить успешные кейсы сотрудничества между застройщиками и игроками IT-сектора. Так, девелопер MR Group уже на протяжении нескольких лет активно участвует в развитии цифровых сервисов, поддерживая отечественных разработчиков и производителей.
«Объединение усилий компаний, работающих в разных секторах экономики, может стать эффективной мерой поддержки строительного комплекса и смежных отраслей, – говорит Мария Литинецкая, генеральный директор MR Group. – Примером такого продуктивного сотрудничества является партнерство крупных застройщиков и разработчиков цифровых решений. Строительные компании получат новые технологии («умные» системы, программное обеспечение для проектирования), что позволяет оптимизировать издержки и перейти на новый уровень. IT-сегмент благодаря коллаборации с девелоперами приобретет новый опыт участия в масштабных проектах. Показателен пример нашего сотрудничества с компанией «Юникорн»: мы перешли к полноценной цифровой экосистеме, которую реализуем в наших проектах. И, разумеется, обе стороны решают важные социальные задачи: сохраняют существующие и создают новые рабочие места, обеспечивают рост экономики».
Системный подход.
Крупные девелоперы часто объединяют все свои цифровые сервисы. Например, ГК «А101» в своих комплексах формирует полноценную цифровую экосистему, базирующуюся на отечественных программных разработках и инфраструктуре. Партнерами компании выступают лидеры сегмента – «Юникорн» и «Домиленд».
Кроме того, в ГК «А101» разработан стандарт единой цифровой среды для жилых районов девелопера. Он учитывает весь спектр цифровых сервисов, в том числе для жилья разных классов, и требования для их реализации.
Интересен и другой кейс. Соучаствующим проектированием концепций застройки или благоустройства в наши дни никого не удивишь. Кто лучше жителей квартала или покупателей недвижимости знает, что им нужно? Успешность такой практики позволяет расширить область ее применения. ГК «А101» совместно с компанией «Домиленд», образовательным центром «Лернити» и Кружковым движением НТИ провели хакатон для подростков. Он состоял из мастер-классов и проектной работы по четырем направлениям: «Шеринг», «Питомцы», «Открытый трек», «Спорт». Все предложения команд были проанализированы экспертным жюри, а два победителя приглашены на стажировку в «Домиленд».
«Мы накопили позитивный опыт вовлечения жителей кварталов и покупателей квартир в формирование концепций торговой инфраструктуры и благоустройства жилых комплексов, – отмечает Татьяна Файнблит, директор внедрения цифровых сервисов ГК «А101». – Уверена, что в ближайшие годы соучаствующее проектирование будет активно применяться при создании цифрового наполнения жилых комплексов, и основную роль в этом сыграют те, кому сейчас 13-19 лет. Они готовы предложить новые нестандартные решения, которые вполне могут быть реализованы нашими партнерами - IT-компаниями. И мы убедились в этом на нашем хакатоне, победители которого получили возможность воплотить свои проекты вместе с лидерами цифровой трансформации».
Быстрый запуск.
Одним из драйверов инновационной экономики выступают стартапы. Это важно в том числе для девелопмента и жилищного строительства, отличающихся высокой технологичностью. Кроме того, из-за геополитических сложностей ряд участников рынка потеряли доступ к европейским и азиатским программам и гаджетам, которым требуется найти альтернативу.
Сотрудничество крупного бизнеса со стартапами взаимовыгодно. Компании в этом случае получают доступ к инновационным решениям, которые позволяют перейти на новый технологический уровень, получить конкурентные преимущества и повысить качество конечного продукта. В свою очередь, для стартапов такое партнерство ценно ресурсной поддержкой от крупнейших игроков рынка, а также возможностью проверить на практике свои идеи.
Важно, чтобы бизнес и стартапы могли «найти» друг друга. Одной из площадок такого взаимодействия являются различные акселераторы, реализуемые крупными венчурными фондами и институтами развития. Пример такого проекта – акселератор технологических стартапов от лидеров в строительстве и девелопменте Build Up, организованный главным инновационным центром нашей страны – «Сколково». Его цель – поиск новаторских и импортозамещающих технологий по четырем направлениям: проектирование и строительство (в том числе BIM), эксплуатация недвижимости, продажи, ESG. Оценивать качество представленных продуктов будут представители отраслевых департаментов и агентств Москвы, девелоперского и экспертного сообщества. В их число вошла и компания «СМУ-6 Инвестиции».
«Участие в акселераторе стартапов Build Up для нас – возможность ознакомиться с последними достижениями российских инновационных компаний, не уступающими по технологическому уровню иностранным аналогам, – комментирует Алексей Перлин, генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции». – С некоторыми из них мы уже установили рабочие контакты, изучаем разработки и определяем направления перспективного сотрудничества. Такие платформы – хороший шанс найти новые цифровые решения и нестандартные подходы к ведению бизнеса, что позволит повысить его эффективность и получить конкурентные преимущества».
«Для девелоперов цифровое импортозамещение не менее важно, чем поиск альтернативных поставщиков строительных материалов, инженерного и сантехнического оборудования, – подводит итог Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум». – Этим и объясняется интерес застройщиков к реализации совместных с digital-компаниями проектов на стыке нескольких отраслей – девелопмента, цифровизации, управления многоквартирными домами. Уже сейчас на рынке представлены российские разработки, которые не уступают зарубежным аналогам».