В I полугодии 2022 г. в Москве было открыто три торговых центрах совокупной арендопригодной площадью 25 тыс. кв. м. Это стало минимальным значением для столичного рынка по итогам первого полугодия с 2010 г., и на текущий момент составляет 11% от общего плана девелоперов, анонсированного до конца года.
Согласно предварительным анонсам девелоперов и оценке вероятности переноса сроков на более поздние периоды, объем ввода в 2022 г. может достигнуть 227 тыс. кв. м, что на 20% ниже показателя 2021 г. В 2023 г., при условии сценария не ухудшения текущей конъюнктуры, объем нового ввода может составить порядка 400—450 тыс. кв. м с высокой вероятностью переноса сроков до 50% прогнозного объема.
Nikoliers продолжает наблюдать тренд на открытие малоформатных торговых центров (они формируют 80% всего объема нового строительства в этом году), а также проектов транспортно-пересадочных узлов. При этом ввод крупноформатных проектов будет видно не ранее 2023 г. В текущей ситуации, учитывая небольшую долю приостановивших работу западных брендов в малоформатных ТЦ, сегмент показал себя как более устойчивый и продемонстрировал даже прирост покупательского трафика в сравнении с 2021 г.
Уровень вакантности в торговых центрах Москвы по итогам первого полугодия 2022 г. по оценкам Nikoliers увеличился на 1,5 п.п. до отметки в 13%. Данный уровень вакантности стал самым высоким в истории развития столичного ритейл рынка с 2010 г. Данный показатель не учитывает закрытие магазинов иностранных брендов, временно приостановивших свою операционную деятельность в России. Влияние потенциального ухода данных арендаторов на уровень вакантности в торговых центрах оценивается не ранее 4 кв. 2022 г., когда будут достоверно известны финальные решения ритейлеров о продолжении бизнеса в РФ.
С 4 кв. 2021 г. наблюдается активный рост в столичных ТЦ доли в GLA фитнес-центров, beauty сегмента, дарксторов (в подвальных и расположенных вне основного молла помещениях), а также узкоспециализированных студий сайклинга, танцев и кроссфит тренировок. Данные профили не могут быть заменить полноценных якорных арендаторов, формирующих основной конвертируемый трафик, однако могут удачно повысить трафик в «проблемных» галереях, а также привлечь в объект новую целевую аудиторию, ранее не посещавшую конкретный ТЦ.
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «Текущая геополитическая и экономическая ситуации не позволили рынку торговой недвижимости восстановиться до допандемийного уровня. Сегмент ритейла столкнулся с новыми серьезными вызовами, но при этом у многих компаний появились новые перспективы для развития. Ряд ритейлеров сейчас получили возможность занять нишу международных брендов - например, выручки российских ритейлеров, начиная с мая, в некоторых моллах существенно прирастали. И при условии качественной работы с покупателем и высокого уровня сервиса они смогут сохранить эти показатели и в будущем. Многие моллы столкнулись с падением трафика – особенно крупные ТРЦ, где доля закрытых брендов составляет до 45%. Районные ТРЦ, где доля закрытых брендов не превышает 10%, трафик даже вырос в сравнении с 2021 г. При том стоит отметить, что падение трафика не прямо пропорционально снижению товарооборота. В некоторых региональных проектах, которыми управляет Nikoliers, при падении трафика на 15% товарооборот работающих арендаторов либо сохранился на том же уровне, либо вырос».