Текущая ситуация повлияла на деятельность международных и российских компаний и подтолкнула их предложить часть своих текущих офисных помещений в субаренду. Таким образом, объем предложения офисов во временное пользование в Москве увеличился за 5 месяцев в три раза – ориентировочно с 30 тыс. кв. м до 90 тыс. кв. м, из которых около 80% предлагаются в качественных бизнес-центрах класса А. По нашим оценкам, объем субаренды до конца года будет увеличиваться.
При этом в настоящий момент мы не наблюдаем роста уровня вакантности – с начала года доля свободных площадей в классе А держится на уровне 10%, что в абсолютном выражении составляет 500 тыс. кв. м. Это связано с тем, что компании, которые планируют освободить офисы, обязаны заблаговременно предупреждать собственников, соответственно, рост уровня вакантности мы будем наблюдать к концу года. Однако учитывая сформировавшийся дефицит площадей и интерес ряда компаний к освобождающимся площадям, вакантность может увеличиться незначительно.
Ввод новых проектов остается на низком уровне. С начала года было введено 63,2 тыс. кв. м площадей.
Гибкие рабочие пространства по-прежнему остаются востребованными. В условиях неопределенности многие компании хотят иметь гибкость в вопросах аренды, поэтому гибкие рабочие пространства являются востребованной альтернативой прямой аренде. Однако многие операторы также проявляют осторожность и не спешат пополнять свой портфель новыми площадками, поскольку, несмотря на интерес со стороны российских компаний, ряд площадей в гибких рабочих пространствах высвобождается от иностранных резидентов.
Карина Анаевская, директор департамента офисной недвижимости Nikoliers: «В то время, как многие зарубежные компании заявили о приостановке своей деятельности на территории РФ и действий по поиску новых офисных помещений не предпринимают, некоторые российские компании, напротив, проявляют активность на рынке с целью поиска новых возможностей в сложившихся условиях. Превалирующая доля таких отечественных компаний – это госструктуры, производственные организации, IT и медиа-компании».