Москва насыщена и даже перенасыщена культурными событиями и не только. 18 февраля 2022 года, в Москве, в Российском национальном музее музыки Доме-Музее Ф.И.Шаляпина, Новинский бульвар, 25-27, спустя два года вновь открылась выставка арт-дуэта МАСтер и КАтерина «Игра в маски».
Представленная художниками экспозиция дополнена новыми работами, узнаваемыми своим неповторимым почерком, носит название «Шествие». Название концептуально перекликается с легендарной поэмой Иосифа Бродского «Шествие» (1961). В основу выставочного проекта также положен мотив шествия, как метафизики поступательного движения мира и архетипического путешествия героев, где под маской конкретной цели всегда скрыта вечность…
Всё представленное на выставке вызывает неподдельный интерес у зрителей, будит фантазию, дарит эмоции. Два отзыва удивительно точно передают впечатления:
«Такого удовольствия ни на что не променяю. Уникальная атмосфера, состояние это трудно выразить словами. Сердце поёт и душа трепещет. Восхитительное сочетание духовной силы, эстетики и внеземного прикосновения, которым пронизано пространство выставки. Маска как самостоятельный персонаж и как частица себя. Микрокосм и макрокосм. Это восхитительно!!! Благодарю. Мистика и глубокая духовность.»
«Выставка уникальна в своём роде! Картины художников одухотворены, они живые, кроме того каждая имеет свой образ. Огромная благодарность создателям за их титанический труд».
Арт-дуэт МАСтер и КАтерина – российские художники, чье работы являются образцом синтеза искусств: живописи и объёмной пластики. Простые формы содержат поистине необъятный диапазон информации. Для зрителей требуется разное время для вживания в смысл работ, но все они сразу же ощущают идущий от них сгусток мощной энергии. Трудно определить, к какому виду пространственных искусств относятся работы. Во всех работах используются лепное изображение маски. Авторы так глубоко погрузились в ее культурный контекст, что сам предмет играет главную роль в их творчестве. Долгие годы художники исследуют многогранный феномен маски в различных ипостасях. Много лет они путешествовали по миру, собирали большую коллекцию, изучали историю масок разных народов и техники их изготовления. Не случайно первые буквы названия их творческого тандема образуют слово «Маска». Но Маска не могла бы вести диалог со зрителем о современности, если бы их авторы, другим источником вдохновения не имели космос современной культуры. Кроме того, во всех произведениях МАСтера и КАтерины присутствует своеобразная подпись художников: объёмная полусфера или, реже, - изображение круга, отсылающие к идее всеобщего единения с планетарными стихиями, к бесконечному круговороту бытия.
Искусствоведы придумали такому виду творчества название «Ассабляж», корень которого более понятное слово «ансамбль». Но на этом трудность определений не заканчивается. О чём это, что они сообщают зрителю? О событиях, происходивших в космосе в дни творения мира или про современность, языком изо искусства древних цивилизаций? Каждая эпоха, как правило, оперирует своим неразлучным континуумом - пространством и временем. Для древних цивилизаций важно космическое время и пространство, где имеет значение любое начало, например, сотворение мира с его золотой эпохой пребывания в раю. А вся современность для них, так называемый быт - лишь обветшавшее бытие, сотворённое от начала времен, и потому уже не достойное изображения. Для современного человека напротив - главное он сам и его время, и всё что его окружает: быт, природа. Работы МАСтера и КАтерины создают удивительный симбиоз пространства и времени разных эпох с акцентом на древность, а в результате - это разговор о современности устами космоса.
На экспозиции представлено 37 произведений художников. Каждую работу сопровождает расширенный этикетаж, выполненный на высоком музейном уровне, что не часто встретишь на современных выставках. Как пример, заглавная работа экспозиции 2022 года - Eclihse. Тёмный квадрат, в квадрате - голубой круг, на который наложен белый объемный лучезарный лик солнца. О работе можно узнать следующее: «Источником вдохновения для авторов стал один из символов Венеции — Torre dell'Orologio (1496–1499). Дважды в год, в дни празднования Вознесения и Богоявления, при каждом ударе часов, боковые дверцы Часовой башни открываются, и из них, вслед за ангелом, выходят волхвы, которые проходя перед Девой Марией, кланяются ей. Также часы Torre dell'Orologio показывают смену времён года и прохождение солнца в знаках зодиака. Центром композиции Eclipse является маскарон в виде Солнца. Люди изображали Солнце с незапамятных времен, ему поклонялись, его обожествляли. Нет такой культуры, где Солнцу не отдали бы должного внимания и славянская культура не исключение. Древние славяне рассматривали день Богоявления как победу Солнца над тьмой, а Вознесения — как расцвет весны и переход к лету. Сегодня темы и образы солярного культа по-прежнему актуальны. Мы все дети Солнца.»
Экспозиция работ арт-дуэта МАСтер и КАтерина в Доме-музее Ф.И.Шаляпина, Новинский бульвар, 25-27, будет открыта для посещения до 15 мая 2022 года. Стоит посетить выставку и составить собственное впечатление.
Искусствовед МСХ Елена Лисенкова