Сегодня роль виртуального пространства в культуре трудно переоценить. Цифровая среда несет в себе как новые возможности, так и серьезные риски. Студенты МГППУ заинтересовались феноменом цифрового искусства и провели ряд небольших социологических исследований. По итогам опроса студенты пришли к интересным выводам.
В попытках сделать искусство более привлекательным в качестве контента в социальных сетях, авторами и модераторами применяется целый арсенал уловок для привлечения внимания даже не к самому художественному произведению, а к товару или бренду, продвигаемым какой-либо фирмой или сообществом. Современный пользователь социальных сетей предпочитает получать информацию в следующих формах: мемы, открытки, яркие и скандальные арты, гиф-изображения и т.д.
Однако завоевать внимание пользователя в современности становится все труднее. Длинные сложные тексты не пользуются особой популярностью в социальных сетях. Происходит постепенный разрыв визуального и вербального в цифровом пространстве, которые оказываются связаны минимально – например, короткая подпись на меме или пояснение к картинке из пары предложений, а лучше – фраз.
Вербальное в социальной сети все меньше вызывает интерес. Это можно проследить при сопоставлении охвата аудитории постов с длинными, красноречивыми тестами и контента со смешными мемами. Простая цифровая репродукция картины вряд ли вызовет бурный интерес, если ее не снабдить шуточным текстом или лишним шуточным элементом, который вдруг окажется вставлен в нее редактором группы. Одна только репродукция картины «Даная» Рембрандта великое множество раз оказывалась «жертвой» креативных модераторов групп или просто пользователей. Рядом с девушкой на кровати помещали кота, фигуру Ждуна, проводили аналогии с картиной Люсьена Фрейда «Социальный смотритель спит», изображающей уставшую спящую женщину с пышными формами и т.д. И такие юмористические арт-мемы имели огромную популярность в Интернете.
Таким образом, искусство, помещенное в пространство социальной сети, приобретает черты обычного, привычного контента, публикуемого в данных пространствах, становится в один ряд с фотографиями, рекламой и т.д. Чтобы стать популярным, искусство должно отвечать тем же принципам, иначе рискует быть преданным забвению. Будущие психологи выявили следующие черты искусства в цифровом пространстве: парадоксальность, внешняя яркость, скандальность, часто упрощенная трансформация изначального варианта, желание получить удовольствие здесь и сейчас.
Автор: Светлана Анатольевна Симонова - Кандидат культурологии, профессор общеуниверситетской кафедры «Философия и гуманитарные науки» МГППУ