Собянин открыл кадровый центр для трудоустройства работников иностранных компаний. Покидая иностранную компанию, специалисты смогут выйти на новое место работы буквально в течение нескольких дней с минимумом формальностей и стрессовых ситуаций, сообщает портал mos.ru.
Москвичам — сотрудникам иностранных компаний, которые в условиях санкций рискуют потерять работу, необходимо помочь в трудоустройстве. При этом следует действовать на опережение и заранее узнавать о планах компаний по увольнению работников. Об этом заявил Сергей Собянин на открытии кадрового центра (флагманского центра «Моя работа») службы занятости Москвы.
«Мы создали специализированный кадровый центр, который одновременно работает, с одной стороны, с иностранными компаниями, которые заявляют о возможном сокращении или приостановке деятельности. С другой стороны, мы включили в работу кадровые центры крупных московских предприятий. Это касается и государственного сектора, и коммерческого сектора, начиная с жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и заканчивая торговлей, ИТ-структурами, оборонным сектором и так далее. Надеюсь, что эта проактивная работа, когда мы сами приходим, начинаем работать с крупными предприятиями и теми, которые находятся в зоне риска, и теми, которым нужны работники, надеюсь, принесет успех и стабилизирует ситуацию», - отметил Сергей Собянин.
Сегодня уровень безработицы в Москве находится на исторически минимальном уровне, однако город столкнулся с новыми вызовами из-за масштабного санкционного давления. Из нескольких тысяч компаний с иностранным участием около 300 объявили о приостановке своей деятельности.
«Можно сказать, что нам объявлена экономическая война. И конечно, люди беспокоятся о том, будет ли у них работа, сколько они будут получать, возникнет ли безработица при остановке предприятий, сокращение людей и так далее, - сказал Мэр Москвы. - Наша задача - обеспечить людей, которые там работают, работой в случае сокращения. В основном это хорошо квалифицированные, хорошо оплачиваемые работники, которые, конечно, будут востребованы на других предприятиях города».
Сергей Собянин добавил, что Москва достаточно быстро справилась с серьезными вызовами во время пандемии, когда многие компании оказались в сложной ситуации из-за ограничений. Была переформатирована вся система работы и трудоустройства, создано более полусотни многофункциональных центров, в том числе для помощи в трудоустройстве молодежи, людей предпенсионного возраста и горожан с инвалидностью.
«Москва переживала разные кризисы, никогда в городе никакой массовой безработицы не было, и я уверен, что не будет. Потому что промышленный потенциал, адаптация рынка к любым условиям и к любым вызовам очевидны. Москва - устойчивый в этом отношении город и преодолеет и эти сложности», - заключил Сергей Собянин.
В 2021 году Правительство Москвы провело ремонт нежилых помещений в доме 2, корпусе 1 на улице Куусинена, где планировалось открыть учебный центр для сотрудников городской службы занятости.
Однако в связи с резким изменением ситуации на рынке труда было принято решение об открытии в этом здании кадрового центра для сотрудников иностранных компаний, находящихся под угрозой увольнения.
Специалисты кадрового центра напрямую взаимодействуют с иностранными компаниями, решившими приостановить деятельность или свернуть работу в России. В их задачу входит принятие всех возможных мер по предотвращению массового высвобождения персонала. А если таковое началось - предложить работникам оптимальные варианты для трудоустройства.
По возможности оно должно быть бесшовным. То есть, покидая иностранную компанию, специалисты получат возможность выйти на новое место работы буквально в течение нескольких дней с минимумом формальностей и стрессовых ситуаций.
«В целом запас прочности у рынка труда достаточно высокий. Самый негативный сценарий может проявиться к лету, но у нас сейчас есть время, чтобы этого не допустить. Сейчас компании стараются сохранять свой персонал, у нас есть отработанные практики, появившиеся за время пандемии. Понятно, что нынешняя ситуация уникальна, к ней нельзя было подготовиться, но компании делают все возможное, чтобы сохранить рабочие места», - рассказал GR-директор рекрутинговой компании HeadHunter Виталий Терентьев.
После получения информации о возможном высвобождении работников иностранные компании могут рассчитывать на поддержку, которая включает в себя:
- выезд специалистов кадрового центра в компанию;
- анализ планов компании по сокращению персонала, переводу сотрудников в простой, на неполный рабочий день или в неоплачиваемые отпуска;
- содействие в прямом организованном трансферте увольняемых сотрудников в компании с открытыми вакансиями;
- организацию трудоустройства кандидатов на площадках потенциальных работодателей;
- содействие в организации временной занятости;
- правовую и психологическую поддержку работников.
На сегодняшний день службой занятости Москвы сформирован список более чем из 300 компаний, которые публично заявили о приостановке деятельности. Специалисты кадрового центра находятся в процессе переговоров с этими компаниями, отрабатывая разные варианты развития событий, отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«Мы в проактивном порядке связываемся с этими компаниями, выезжаем на их территорию и отрабатываем с ними возможные, самые негативные сценарии еще на старте. Вероятность, что они не осуществятся, масштабна и высока, но мы в любом случае стараемся отработать самый худший вариант», — сказала заммэра.
При этом в столице много компаний, которые испытывают дефицит кадров, активно ищут персонал и готовы к сотрудничеству. Потенциальные работодатели могут открывать собственные рекрутинговые агентства непосредственно в кадровом центре, а также пользоваться базой данных с верифицированной информацией о соискателях.
«Мы снимаем с них часть затрат и для них осуществляем массовый отбор, исходя из тех критериев, которые необходимы для этих компаний», — отметила Анастасия Ракова.
При этом карьерные консультанты кадрового центра берут на себя значительную часть предварительной работы с кандидатами — тестирование, составление резюме, консультирование по вопросам построения карьеры и тому подобное.
Для кандидатов подобная технология поиска работы имеет очевидные плюсы. Обратившись в кадровый центр, они смогут в течение одного дня пройти несколько собеседований у потенциальных работодателей, получить предложения о трудоустройстве и выбрать лучшее из них.
«Надеюсь, что тем самым мы очень плавно обеспечим все возможные перетоки из одной компании в другую так, что это вызовет минимальные проблемы для людей», — добавила Анастасия Ракова.
В настоящее время в кадровом центре работают рекрутинговые агентства «Московского транспорта», «Почты России» и энергетической компании «МОЭК», которые предлагают в общей сложности около 13 тысяч различных вакансий. Идут переговоры с потенциальными работодателями из других отраслей, среди которых «Магнит», «Дикси», X5 Retail Group, группа компаний «Кортрос», «Крост».
Любовь Фролова, член совета управляющих ПАО «Вкусвилл», рассказала, что в штате компании работают более 20 тысяч человек. «Более 86 процентов нашей продукции — это российская продукция, поэтому мы не испытываем какого-то дефицита и рабочие места у нас сохранены, магазины работают. На сегодняшний день у нас несколько сотен открытых вакансий. Это в основном линейный персонал, продавцы-консультанты, кассиры, работники торгового зала. Мы готовы принять их у себя», — рассказала Любовь Фролова.
Еще порядка трех тысяч вакансий открыто в ПАО «Магнит». Компании нужны продавцы, товароведы, директоры магазинов, экспедиторы, автослесари и фармацевты, рассказал директор по маркетингу ПАО «Магнит» Анна Боброва.
«Мы рады инициативе создания совместного рекрутингового центра. Это возможность использовать единую автоматизированную систему подбора персонала, единую базу данных кандидатов, обмениваться опытом и экспертизой. Мы считаем, что это существенно повысит скорость и качество подбора, предоставит хороший, качественный сервис для наших кандидатов», - подчеркнула она.
Около 50 тысяч вакансий представили организации в строительном комплексе, ЖКХ и транспортной сфере.
«Строительный комплекс испытывает дефицит не только производственного персонала, но и инженерно-технических специальностей: проектировщиков, инженеров-сметчиков и массы других профессий. И мы с удовольствием готовы принять к себе людей, которые останутся по каким-то причинам без работы», - рассказал директор управления персоналом ГК «Кортрос» Светлана Хабибулина.
Кадровый центр также организует регулярные открытые мероприятия по набору персонала (ярмарки вакансий) с участием государственных организаций и частных компаний. В настоящее время открытый набор здесь ведет акционерная финансовая корпорация «Система», набирающая специалистов в компании «МТС» и «МГТС».
Дополнительно в тренинг-залах кадрового центра планируется проводить мастер-классы по эффективному трудоустройству и развитию soft skills (коммуникативных навыков) для соискателей, а также обучающие программы для сотрудников городской службы занятости.
Новый формат работы службы занятости Москвы.
В 2019–2020 годах Правительство Москвы провело модернизацию городской службы занятости населения, основной задачей которой стал отказ от устаревших формальных подходов в пользу индивидуальной (адресной) работы с каждым соискателем с учетом его конкретной жизненной ситуации.
Для реализации этой задачи была внедрена новая инфраструктурная модель службы занятости, состоящая следующих основных элементов:
- 57 отделов трудоустройства в центрах госуслуг «Мои документы», где соискатели могут получить базовые услуги в сфере занятости, в том числе помощь в составлении резюме, подборе вакансий, взаимодействии с работодателями, регистрации в качестве безработного и назначении выплат;
- двух флагманских центров «Моя работа» в ЦАО (улица Щепкина, дом 38, строение 1) и ЮАО (улица Шаболовка, дом 48) с расширенным комплексом услуг по трудоустройству, включая тестирование навыков и компетенций, массовые подборы и индивидуальный рекрутинг, профессиональное обучение, карьерное консультирование, тренинги и мастер-классы, помощь в открытии собственного дела - регистрации ИП, ООО и самозанятых;
- флагманского центра «Моя работа» (улица Куусинена, дом 2, корпус 1), выполняющего функции кадрового центра для работников иностранных компаний, находящихся под угрозой увольнения;
- специализированного центра «Моя карьера» (улица Сергия Радонежского, дом 1, строение 1) для помощи в трудоустройстве наиболее уязвимым категориям москвичей - молодежи, людям старше 50 лет, соискателям с инвалидностью, женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам, малоимущим семьям с детьми.
В ходе реорганизации отделы трудоустройства, ранее располагавшиеся в некомфортных помещениях, были переведены в офисы «Мои документы». Услуги службы занятости стали качественнее и доступнее: она присоединилась к московскому стандарту госуслуг.
Например, по прежним технологиям работы соискателям требовалось заполнить 24 различных документа и поставить 47 подписей. В ходе приема время оформления документов составляло не менее 50 минут, а реальный диалог с кандидатом занимал всего лишь пять - семь минут.
Сейчас оставить заявку на обращение в службу занятости можно на портале mos.ru. Переход на дистанционный формат подачи заявок позволил формировать личные дела заранее - до прихода соискателя в центр «Мои документы». Теперь основное время приема сотрудники уделяют работе с соискателем, помогая ему составить резюме и подобрать вакансию.
Практика показала, что после реорганизации городской службы занятости граждане, ищущие работу, стали гораздо чаще обращаться за карьерными советами и другими услугами. По сравнению с работой в старых помещениях число консультаций в офисах «Мои документы» увеличилось до 10 раз.
Новая система доказала свою эффективность в период пандемии Covid-19, когда число обращений в городскую службу занятости выросло в несколько раз. С начала 2020 года при ее поддержке были успешно трудоустроены более 300 тысяч человек, в том числе свыше 126 тысяч человек с 2021 года.
Граждане, признанные безработными в 2020 году, получили выплаты из федерального и московского бюджетов на общую сумму 17 миллиардов рублей.
Уровень безработицы, достигший пиковых значений в конце сентября 2020 года (223 тысячи человек, 3,04 процента), к середине марта 2022 года сократился более чем в семь раз, составив 0,42 процента (31 тысяча человек).
«Понятно, что любой кризис - это серьезный вызов для рынка, предприятий, организаций, учреждений, для всей экономики и социальной сферы. Но это, конечно, и новые возможности, и то, о чем мы говорили, - это приток квалифицированных кадров из одних предприятий в другие отечественные предприятия, открытие новых бизнесов, увеличение объемов в том числе сегодня, как мы видим, и в торговле, и в производстве товаров потребления», - объяснил Сергей Собянин.
Он добавил, что Москва является самым крупным работодателем. Город со своей стороны не будет сокращать государственные заказы, программы развития и персонал.
«Вместе с подрядными организациями у нас работают около 800 тысяч человек. Значительная часть рынка завязана так или иначе на городе и городских программах. Поэтому совместно с бизнесом, я уверен, мы переживем и эти сложные времена. И Москва будет еще сильнее», - заключил Сергей Собянин.
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы.