И покупатели, и продавцы жилья привыкли считать близость к станции метро несомненным преимуществом, что автоматически прибавляет к цене квартиры 20-25%. Тем не менее, наличие рядом с домом важнейшего транспортного узла – далеко не всегда абсолютное благо для жильцов. Что не так с лотами, которые расположены от метро буквально на расстоянии вытянутой руки, рассказывают эксперты «Метриум».
Почему все его так боготворят?
Люди любят квартиры у метро и готовы за них переплачивать не просто так. Большинству надо каждый день добираться на работу и обратно, а в мегаполисе удобнее и быстрее всего ездить именно «подземкой». Чем метро дальше от дома, тем больше времени занимает дорога.
Если сложить часы, которые мы тратим в пути каждую неделю, то станет понятно, как даже лишние 10 минут превращаются в течение жизни в месяцы и годы. Метро при этом остается практически единственным транспортом в Москве, позволяющим с высокой точностью рассчитывать время пути из точки А в точку Б, ведь вы не зависите от пробок, ситуации на дорогах, графика движения наземного транспорта. Поэтому квартиры у метро были и остаются самыми востребованными на рынке, а магическое выражение «в пяти минутах от станции» нередко перевешивает в глазах покупателей все минусы приобретаемого лота.
При этом наличие в семье автомобиля вовсе не гарантирует того, что метро вам никогда не понадобится. Ведь не всегда есть возможность отвезти своего ребенка куда-либо на машине, к тому же она может оказаться на ремонте. Кроме того, к вам охотнее будут приезжать в гости родственники и друзья, которые, как и вы, ценят свое время.
Одним словом, наличие «подземки» рядом с домом – это в любом случае 100% преимущество. Однако пешая досягаемость и соседство с метро – совсем не одно и то же. Есть дома, расположенные менее чем в 100 метрах от станции, и в этом случае минусы начинают перевешивать плюсы.
Суета, шум, вечное движение…
Представьте, что ваш дом находится прямо возле входа на оживленную станцию метро, и изо дня в день вы лицезреете бесконечно спешащие толпы людей. Да, первое время вам, возможно, будет интересно за ними наблюдать, но в дальнейшем это начнет только раздражать, и уровень вашего психологического комфорта значительно снизится. Постоянный поток пешеходов несовместим с тишиной и умиротворением, а значит, расслабиться вы сможете только ночью, да и то ненадолго: метро работает допоздна и открывается ни свет ни заря.
Но бывает так, что и район устраивает, и дом, который стоит непосредственно возле станции, вам нравится – например, там прекрасные планировки, которые вам идеально подходят, и других аналогов в данной локации просто нет. Что же теперь, отказаться от покупки квартиры только по причине того, что метро находится в двух шагах?.. Нет, конечно, но выбирайте лот, окна которого выходят во двор, а не на улицу, и желательно на более высоком этаже. Тогда вы будете смотреть не на пешеходов, спешащих в «подземку», а, к примеру, на деревья, и наслаждаться относительной тишиной.
Асоциальные личности и вопросы безопасности
Метро притягивает не только добропорядочных граждан, которым нужно куда-то ехать, но и различных маргиналов и карманников: последним в толпе на входе проще вершить свои темные дела. Кроме того, к станциям «подземки» часто стекаются бомжи и попрошайки, а также алкоголики, которые мечтают разжиться мелочью. Если территория рядом стоящего дома не огорожена, то она может использоваться ими для отправления естественных надобностей.
Если вы все же решили купить квартиру в доме на первой линии от метро, постарайтесь свести риски общения с этими группами лиц к минимуму, отдавая предпочтение более-менее благополучным локациям, где нет соседства с вокзалами, гаражами и промзонами. Довольно остро стоит в Москве и проблема с переизбытком мигрантов, которые в отдельных точках города могут даже численно преобладать над местными жителями. Существует негласный рейтинг безопасных московских районов, на который можно опираться, избегая, к примеру, Выхино, Чертаново, Марьино, Кузьминки. В топе самых благополучных столичных локаций окажутся районы северо-запада и юго-запада Москвы, которые отличаются однородной социальной средой.
Вибрация и износ здания.
Бывает, что дом расположен непосредственно над линией метро. В этом случае обитатели нижних этажей достаточно отчетливо слышат шум поездов и ощущают вибрацию в своих квартирах. К этому вряд ли можно привыкнуть, да и для здоровья небезопасно.
Влияние вибрации на акустический комфорт в домах, расположенных близко к тоннелю, особенно характерно для станций метро так называемого мелкого заложения, расположенных неглубоко (например, Сокольники, Каширская, Автозаводская, Марьино – их достаточно много, «опознать» можно по отсутствию длинных эскалаторов). Колебания, передаваемые через грунт на конструкцию здания, воспринимаются как неприятные низкочастотные шумы и ухудшают самочувствие. Исследования показывают, что они являются вредным фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека.
Кроме того, страдает и постепенно разрушается конструктив здания, расположенного в непосредственном соседстве с метро, особенно если это старый панельный дом. Происходит усадка фундамента, появляются трещины на фасаде.
Чтобы понять, что метро пролегает непосредственно под домом и будет давать о себе знать, достаточно прислушаться к своим ощущениям, пока беседуете с продавцом. Возможно, вы не услышите шума, поскольку никто вам не даст посидеть в тишине, но вибрацию уловите точно. Можно также пообщаться на этот предмет с другими жильцами дома – они лица незаинтересованные и вряд ли будут утаивать от вас такую информацию.
Нагромождение машин и плохая экология.
Неогороженные дворы ближайших к метро домов часто превращаются в стихийную площадку для автомобилистов, использующих эти территории в качестве перехватывающей парковки. С учетом политики властей, направленной на вытеснение автомобилей из центра города, придомовые зоны станций метро на периферии просто переполнены машинами, которые жители разных районов оставляют там на весь день, и это мешает удобному выезду самих обитателей дома.
Помимо всего прочего, рядом с многоэтажками на первой линии находятся остановки общественного транспорта, и это тоже не самое приятное соседство: дышать выхлопными газами не понравится никому. Да и в целом возле метро воздух хуже: высокий уровень загрязнения обусловлен плотными транспортными потоками.
По возможности выбирайте дома с собственной приватной территорией, чтобы обезопасить себя от скопления чужих машин, и следите, чтобы окна выходили не на дорогу, а во двор, иначе вы будете вынуждены делать ремонт с использованием шумопоглощающих и звукоизолирующих материалов, что обойдется недешево. К тому же, это поможет только в борьбе за тишину, но не избавит вас от постоянной пыли.
«Оптимальная удаленность от квартиры до метро, вне зависимости от сегмента жилья, составляет около 700-800 метров, которые неспешно преодолеваются за 10 минут, – подчеркивает Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Это позволяет избежать различных неудобств, сопутствующих тесному соседству с «подземкой», при этом сохраняются все плюсы расположения дома в пешей доступности от метро. Такие лоты очень удобны, комфортны и всегда отличаются высокой инвестиционной привлекательностью».