В 2022 году, по предварительным данным, объем реализованных товаров в преддверие Дня защитника Отечества оказался сопоставим с результатами 2021 года, считают специалисты Lasmart. В прошлом году праздничный товарооборот перед 23 февраля и 8 марта составил 79% от новогоднего товарооборота. В этом году эксперты ожидают похожих результатов.
Если состав праздничной выкладки перед 8 марта в супермаркетах практически идентичен новогоднему (шампанское, сладости, фруктовые корзины, сыры, десерты, деликатесы), то праздничный ассортимент перед 23 февраля существенно сместился в сторону крепких алкогольных напитков. Также, считают в Lasmart, большинство мерчандайзеров крупных торговых сетей увеличили количество представленности продуктов из разряда закусок для крепкого алкоголя, ингредиентов для тяжелых сытных салатов и продуктов для барбекю на природе.
«Что касается подарков, то на сегодняшний день, согласно нашим данным, все было традиционно, - считает Георгий Смирнов, Директор по развитию компании Lasmart SpacePlanner. - Если брать низкий и средний ценовой сегмент, то доминирующими товарами были сувениры, связанные с алкогольной и военной тематикой, например, шоты и бокалы с милитаристской символикой. В дорогом сегменте ассортимент был более разнообразный – это наборы шахмат из дорогих материалов, часы, светильники, статуэтки, артефакты, дорогие книжные издания, клюшки для гольфа и даже уличные очаги для костра. Спрос на женские товары пока рано прогнозировать, но уже сейчас ясно, что список лидеров останется неизменным».
Среди женских подарков в преддверие 8 марта ежегодно лидируют парфюмерия, ювелирные украшения, игрушки для девочек. В сегменте женской бытовой техники в прошлом году специалисты зафиксировали вспышку спроса на фены, щипцы и плойки для укладки и спад спроса на товары для дома, такие, как утюги, микроволновые печи, пылесосы.
«Традиционно по окончании весенних праздников наступает затишье, пока не начнется сезон барбекю и садовых работ. Формально он начинается с 1 мая, однако его старт сильно зависит от погодных условий, - уверен Георгий Смирнов. - Очевидно, что весна в этом году будет ранняя, так что ритейлерам уже сейчас следует озаботиться товарным планограммированием под начало высокого сезона».
Минувшая пандемия, считают в Lasmart, значительным образом изменила структуру потребления товаров в столицах для загородной жизни. Так, владельцы дачных участков в Москве и Санкт-Петербурге стали гораздо больше времени проводить на дачах не в сезон, а те, кто обладает возможностью – переместились туда для постоянного проживания. Таким образом, некоторые категории товаров, которые были востребованы только в высокий сезон, стали востребованы круглогодично. Это дачная и садовая мебель, сантехника, товары для ремонта и строительства, садовые аксессуары и товары, связанные с телекоммуникацией и выходом в интернет в дачных условиях.
В рамках весенне-летнего и раннего осеннего сезонов специалисты Lasmart выделяют несколько волн, формирующих приоритет товарного планограммирования в магазинах.
- Середина апреля – начало высокого сезона продаж садово-огородного инвентаря, семян и рассады.
- Май – начало сезона барбекю.
- Июнь и июль – пик продаж пляжных товаров и товаров для водных видов спорта. В августе, когда время отпусков достигает пика, объем спроса на пляжные товары начинает плавно снижаться, утверждают в Lasmart. Это связано с тем, что покупатели приобретают все пляжные новинки в начале сезона, и к периоду отпусков успевают удовлетворить свои покупательские потребности.
Август – период спада продаж по всем направлениям. Последние несколько лет на рынке зафиксированы попытки ритейлеров по локализации на полках тематического ассортимента, посвященного этапам урожая (ореховый спас, медовый спас, яблочный спас). Последняя неделя августа традиционно отличается взрывом спроса на школьные товары перед началом нового учебного года.
«По всем признакам заметно, что наступающие торговые сезоны не принесут никаких сюрпризов. Хотя объективно мы наблюдаем спад покупательского трафика, если судить по опубликованным LFL-отчетам ключевых игроков ритейла, - считает Георгий Смирнов, эксперт Lasmart. - Снижение покупательской способности, которое тоже является объективным фактом, может помешать совершать большое количество спонтанных покупок. Теперь покупатель откладывает средства для целевой или семейной покупки. Конечно, сезонные и праздничные товары укладываются в эту парадигму. Но следует помнить, что, если раньше человек, пришедший в магазин за газонокосилкой, был не прочь обновить и мангал или купить перголу для сада, если она попалась ему на пути, то сейчас он скорее всего, ограничится газонокосилкой. Это следует помнить ритейлерам и учитывать при планировании выкладки и при оперативном изменении планограммы, если обратная связь из магазинов показывает, что крупная спонтанная покупка больше не работает. Значит, выкладку следует запланировать так, чтобы покупатель приобрел несколько мелких, но необходимых товаров».