Генеральный директор Группы Газпромбанк Лизинг Максим Калинкин принял участие в пленарной дискуссии XX юбилейной конференции «Лизинг в России-2021», ежегодно проводимой агентством «Эксперт РА» в Москве.
В ходе своего выступления Максим Калинкин заявил, что риски ковидного фактора реализовались в основном в розничном сегменте лизинга и в 2021 году эффекта их накопления из-за продолжающейся пандемии не произошло. «В рамках работы с клиентами розничного сегмента мы ожидали гораздо большей дефолтности, но наши ожидания оправдались процентов на 20-30 максимум. Рынок более позитивно вышел из ситуации», - сообщил г-н Калинкин.
Лизинговые компании стали свидетелями достаточно серьезного ковидного фактора, который связан с тем, что в 2020 и в начале 2021 года возросло потребление автомобильных стоков. Кроме того, большие риски связаны с такими следствиями пандемии, как закрытие заводов по производству полупроводников в Китае, отложенный спрос и валютные риски (рост стоимости валют вынудил покупателей хеджировать валютные риски за счет покупки автомобилей в том числе).
«До сих пор не восстановлено производство электронных компонентов в мире, наблюдается дефицит автомобилей. Началось с нехватки легковых автомобилей, сейчас уже практически пустые стоки по легковому коммерческому транспорту и грузовому. То, что в наличии – с огромными премиями в 20-30% от рекомендованной розничной цены и поставкой от трех-шести месяцев по ряду марок и моделей до одного года», - добавил Максим Калинкин. По мнению спикера, основные риски сейчас лежат в плоскости управления поставками. Клиенты, которые испытывают потребность в обновлении автопарков, переносят свои сроки и инвестпроекты «вправо».
В отношении работы с поставщиками по иным предметам лизинга (вагоны, суда, оборудование и проч.) особого дефицита нет. Существуют определенные инфляционные ожидания из-за повышения цен, поэтому клиенты спешат реализовать инвестиционные планы, чтобы зафиксировать точку входа по стоимости имущества.
Одним из трендов российского рынка лизинга в 2021 году является развитие сегмента б/у транспорта, стоимость которого зачастую дороже нового. С января по ноябрь текущего года подержанные автомобили подорожали в среднем на 34% (по данным агентства «Автостат»), рост цен на новые составил порядка 13%. «По прогнозам экспертов, рынок полупроводников восстановится в течение полутора-двух лет. Поэтому сегмент б/у транспорта может стать в числе прочих одним из драйверов рынка лизинга в 2022 году. Спрос со стороны клиентов имеется и будет только увеличиваться. Группа Газпромбанк Лизинг, как лидер рынка лизинга, уверен, сможет обеспечить запросы клиентов, а также продолжит искать новые пути решения их вопросов по модернизации и пополнению основных фондов», - комментирует Максим Калинкин.