Медиатехнологии становятся необходимым атрибутом в преподавании самых разнообразных учебных предметов. Дистанционное изучение Мастерства актера, также как и поиск технологий постановки онлайн-спектакля имел вынужденный характер в связи с карантином.
В процессе были использованы оригинальные формы и модели применения цифровых методов, позволяющие осмыслить проблему пространственности в сфере медиа-театра. Процесс каталогизации интерактивных методов преподавания остается делом будущего, однако, опыт использования интерактивных форм представляется важным для пополнения базы данных методов онлайн-образования, что и является целью доклада. Авторами рассматриваются три примера экспериментального использования медиа-технологий в преподавании дисциплины «Мастерство актера» для режиссеров мультимедиа.
Ключевые слова: драматургия, режиссура, медиа-технологии, Шекспир, видеоряд, кадр, арт-педагогика, арт-терапевтические методы, драма-терапия.
Исследуя медиатехнологии, применяемые в процессе обучения Мастерству актера, имеет смысл рассмотреть три типа применения:
- медиа-технологии, как универсальный инструмент: форма, система, языка или «репродуктор» для осуществления коммуникаций в процессе обучения;
- медиа-технологии, как предмет изучения;
- медиа-технологий, как дополнительный стимул к обучению.
Внутри каждого типа можно выделить многообразие форм, изучение и каталогизация которых даст существенное расширение возможностей учебного процесса. В статье рассматриваются экспериментальная модель использования цифровых методов в ходе преподавания.
Дисциплина «Мастерство актера» изначально представлялась наиболее проблематичной для дистанционной работы. Однако, необходимость перехода на онлайн-обучение потребовала неизбежного поиска адекватной формы работы. В 2020-2021 учебном году была осуществлена медиа-постановка постановка пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» с 9-ю студентами-режиссерами 2 курса. Коммуникации в 1 семестре осуществлялись исключительно в форме совещаний системы Webex. Дальнейшая работа также велась преимущественно в онлайн-формате.
Выбор пьесы был осуществлен руководителем, однако, роли студенты выбирали сами из избыточного многообразия шекспировских персонажей. Каждому студенту полагались три роли – по одной из каждой линии действия пьесы, где переплетаются взаимоотношения персонажей-дворян, мира эльфов и актеров бродячего театра.
Вслед за распределением ролей происходила читка пьесы в формате конференции Webex, в процессе которой ставились вопросы толкования реплик, поиска приспособлений для актерской игры. Для исследования сверхзадачи роли каждому из студентов было дано задание снять на видео рассказ персонажа о своем прошлом и настоящем. В результате за 30-45 минуты были сняты и смонтированы авто-интервью хронометражем 3 – 5 минут. Все выполненные задания и прочие видеоматериалы выкладывались в закрытую ФБ-группу «Портфолио» и обсуждались в комментариях. Затем каждый студент отдельно записывал все реплики своей роли с использованием всего доступного спектра декораций и медиа-технологий.
Одним из тезисов драма-терапии Б. Хайета является наличие параметров отождествления при выборе персонажа, мы акцентировали этот аспект, предложив к выбору не только персонаж, но и материал. Вопросом драматургии становились анимационная техника – то есть пространство, время, движение персонажа. Таким образом, характер персонажа, как способ реагирования складывался не только из его действий и поступков, но и из физических особенностей материала. Если пластилиновая фигурка присоединяется с неизбежной трансформацией, а элемент «Lego» просто вставлялся в пазы.
Каждому студенту было предложено записать реплики роли, используя для создания персонажа любую актерскую и анимационную технику.
Самой большой проблемой представлялась последующая интеграция в единую мизансцену реплик, записанных в разных пространствах. Ведь каждый участник во время карантина находился у себя дома. Учитывая, что драматургические законы позволяют не только сопоставлять, но и противопоставлять элементы действия, мы не пытались добиться сходных пространств, а, наоборот, попытались максимально их развести, сделать максимально разнородным пространство и разнообразить персонажный слой.
В конце зимнего семестра выполнение задания привело к ряду интересных видео-этюдов-экспериментов. Роль Тезея была записана в виде традиционного моноспектакля-антрепризы с массивным перстнем, плащом и другими элементами аристократического костюма начала XIX века, единственная медиа-декорация – замок – была поставлена фоном на месте хромакея (монохроматического экрана или фона, цвет которого убирается из кадра в процессе монтажа, на его место ставится та или иная картинка). Возлюбленная Тезея – Ипполита, была представлена также в виде моноспектакля, но с антуражем современных трущоб и в рваных колготках. Далее разнообразие росло. Для показа Гермии использовался видеоряд, стилизованный под театр «Кабуки», а ее соперница Елена показывалась с сверхкрупного плана, являющего собой бровь и глаз в динамическом инкрустированном каше. Лизандр представал в виде гипсового бюста в маске, сделанной из фольги. Эльфы были показаны посредством многократных полупрозрачных черно-белых экспозиций, фея – фигуркой конструктора «Lego» на качелях среди аутентичного пластмассового замка. Некоторые из актеров проявляли себя в технике игрового кино, другие – вылепливали фигурки из пластилина. Спецэффекты-деформации на подобии «комнаты смеха» соседствовали с масками и клоунадой.
Предъявленное разнообразие технологий и идей превосходило все мыслимые ожидания. Актерские этюды контрастировали между собой и выглядели столь впечатляюще, что экзаменационная комиссия всерьез заинтересовалась судьбой будущего спектакля. Ценность материалов, полученных в результате эксперимента, налагала дополнительную ответственность. Предстояло на сопоставимом художественном уровне решить сложную проблему сопоставления пространств.
Задачей второго семестра стал поиск мультимедийного пространства для объединения персонажей в мизансцены. Базовой концепцией явилось представление о «вещи в себе»: каждый человек живет в своем мире – в пространстве со своими законами. Каждый из персонажей вступает в процесс взаимодействия, воспринимая окружающее через призму своего мира. Но как создать синтетическое пространство, объединяющее несоразмерные миры разных персонажей? Позже был найден не только пример, но прорыв, осуществленный визуализацией этой концепции на основе театра синтеза Юрия Соболева и Михаила Хусида. Мы экспериментировали, не зная об этой вехе в искусстве ХХ века, осмысление которой искусствоведению еще предстоит.
К обсуждению предлагались следующие концепции объединяющего пространства:
- книга Шекспира, видеосюжеты играют роль «оживших» заметок на полях;
- общая мизансцена читки пьесы Шекспира, во время которой каждый из участников мысленно представляет себе персонажа, для визуализации этого используются отснятые фрагменты.
- общая мизансцена семинара с обсуждением рассматриваемой проблемы – фрагменты видео показываются на экране, героями сюжета становятся не только шекспировские персонажи, но и авторы. Получается некий аналог Брехтовского театра, вывернутый наизнанку;
- игровой автомат, выдающий видеосюжеты по требованию.
Возможные варианты различались видом и жанром итогового видео-контента, трудоемкостью, реально ожидаемым уровнем художественной проработки… Выбор направления занял около 2 из 9 месяцев работы над медиа-спектаклем.
В итоге, объединяющим пространством стало лоскутное одеяло, под которым в летнюю ночь спал Шекспир. В мультимедийной интерпретации одеяло представляло собой полиэкран, в динамических окнах которого происходило взаимодействие персонажей. В каждой сцене несколько прямоугольников заняты героями пьесы, остальные – статичны. Из статичных картинок-лоскутков составлялась декорации мизансцены: дворца, театра, леса, мистического мира эльфов.
Таким образом, был создан часовой медиа-спектакль «Сон в летнюю ночь». В ходе его создания студентам удалось не только поработать над созданием образа, но и получить режиссерский опыт работы с крупностями, мизансценированием, цвето-коррекцией, текстурами, фонами, рамками, а главное – использовать медиа-среду и медиа-декорации для репрезентации актерской игры.
Автор: Фомина Виктория Андреевна - доцент кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий факультета «Информационные технологии» МГППУ