К началу 2022 года представители продуктового ритейла и торговые сети, предлагающие потребительские товары, вынуждены будут пересмотреть планирование полочного пространства в магазинах на фоне изменений покупательского спроса, связанного с новыми коронавирусными ограничениями, повышением цен на якорные продукты и общим падением доходов населения.
Окончательное переформатирование потребительской корзины, на которую должны будут ориентироваться торговые сети, завершится в январе следующего года. Об этом сообщила компания Lasmart, ориентируясь на данные Росстата и собственные наблюдения за товарооборотом в розничных сетях Москвы и Санкт-Петербурга. Наиболее значительные изменения коснутся корзины якорных пищевых продуктов для низкоценовой категории покупателей.
Специалисты компании полагают, что в первые месяцы 2022 года потребительский рынок в полной мере испытает на себе смещение групп потребителей из высокого и среднего ценовых сегментов в более низкие, особенно на рынке продовольственных товаров. По мнению специалистов, смещение потребления будет происходить во всех группах, за исключением luxury-сегмента, но более всего это коснется самых малообеспеченных категорий покупателей. Как следствие, ритейлерам уже сейчас следует планировать переформатирование полочного пространства под выкладку товаров, на которые будет ориентирован новый повышенный спрос, считают в Lasmart.
По мнению специалистов ожидается, что доля покупателей с самой низкоценовой потребительской корзиной в ближайшие несколько месяцев вырастет не менее, чем на 15%, за счет тех, кто за прошедший год не смог восстановить свой постоянный доход. Речь идет преимущественно о Москве и Санкт-Петербурге, подчеркивают в компании. Причем, в Москве статистически эта доля может оказаться больше, чем в Санкт-Петербурге, и доходить до 18-20% за счет неоднородности городского населения.
«В числе якорных товаров, составляющих основную матрицу российских супермаркетов, прежде всего следует назвать мясную продукцию. Она первой может потесниться в потребительской корзине, - считает Георгий Смирнов, Директор по развитию компании Lasmart. - Традиционно более дорогие сорта, такие, как говядина и свинина, с большой долей вероятности уступят место курице. А от куриного мяса в пользу мясных консервов и сарделек, свою очередь, откажутся самые малообеспеченные покупатели. Если обратиться к официальной статистике, то мы увидим, что на фоне выхода из первого локдауна, в мае 2020 года Росстат показывал общее снижение цен на мясную продукцию. А сейчас цены на куриное мясо выросли в среднем по стране на 1,5%, а более, чем в двадцати субъектах федерации рост цен колеблется в диапазоне 2,1%-5,8%. Это предельный ценовой порог, за которым неизбежно последует изменение корзины якорных продуктов и как следствие, существенное изменение ассортиментной матрицы магазинов».
В данный момент выстроить товарную парадигму так, чтобы она одновременно давала возможность покупателям оставить без изменений качество своей корзины, но и не лишила торговые сети прибыли, невозможно, считают в Lasmart. Ожидаемой реакцией на смещение групп потребителей, станет, по мнению экспертов компании, переход части сетевых магазинов в формат мягких дискаунтеров и экспансия интенсивно развивающихся жестких региональных дискаунтеров в федеральные столицы.
«Ключевыми словами станут минимизация издержек и автоматизация планограммирования, - считает Георгий Смирнов. - На фоне достаточно высокого уровня вакантности торговых площадей в Москве и Санкт-Петербурге, а это, по разным источникам, 11-12%, в стрит-ритейле, не считая низколиквидных помещений, привело к тому, что арендодатель готов идти навстречу региональным дисканутерам. Все это создает новый пласт развития конкуренции в низкоценовом ритейле и вынуждает игроков задуматься над тем, как распределить товар на полке таким образом, чтобы покупатель его увидел и купил. И если в мягких дискаунтерах товарное планограммирование, пусть и неавтоматизированное, но все же в той или иной степени существует, то в жестких и в дискаунтерах с размытым позиционированием и конфигурированием торгового пространства, покупатель может просто не заметить нужный ему товар, а это необходимо в условиях формирования нового спроса. Очевидно, оперативное реагирование на изменение спроса в короткие временные отрезки станет для ритейлеров одним их условий сохранения прибыли в наступающем году».