Клиенты чаще всего выбирают ломбарды по территориальному признаку, рядом с домом или работой. Большинство договоров займа оформляется сроком до месяца, средняя сумма займа составляет 11,6 тыс. рублей, говорится в первом выпуске материала «Тенденции на рынке ломбардов в 2021 году».
На протяжении последних двух лет происходит концентрация рынка — портфель и объем выдаваемых займов увеличиваются при сокращении числа компаний. Однако на рынке по-прежнему работают в основном небольшие локальные ломбарды — это предприятия малого бизнеса, у большинства портфель не превышает 10 млн рублей.
В дальнейшем материалы о тенденциях на рынке ломбардов планируется публиковать ежегодно.
Тенденции на рынке ломбардов в 2021 году.
Реестр ломбардов.
11.01.2021 вступили в силу изменения в закон 196-ФЗ1, предусматривающие в том числе введение заявительной реестровой модели допуска ломбардов на финансовый рынок, а также порядок приобретения и прекращения статуса ломбарда.
На 09.07.2021 (завершение переходного периода для включения в реестр по новому заявительному порядку) в реестре состояло 2 215 ломбардов:
- 586 ломбардов не смогли подтвердить статус ломбарда по новому порядку включения в реестр2.
На 22.10.2021 в Государственном реестре ломбардов состояло 2236 ломбардов.
Основные показатели рынка.
На протяжении последних двух лет происходит концентрация рынка:
- портфель и объем выдаваемых займов увеличиваются при снижении числа участников;
- на рынке растет доля крупных сетевых ломбардов.
Влияние пандемии на рынок было существенным из-за закрытия большого числа офисов:
- в II квартале 2020 года объем выданных займов существенно снизился (на 23%), что привело к уменьшению портфеля ломбардов на 7% по отношению к предыдущему кварталу;
- к концу 2020 — началу 2021 года рынок восстановился.
Профиль ломбарда.
Большинство ломбардов можно отнести к малому бизнесу:
- более 70% компаний — небольшие ломбарды с портфелем не более 10 млн руб. и штатом сотрудников менее 10 человек.
При этом на рынке действуют и крупные организации — ломбарды с портфелем более 150 млн рублей. Среди таких ломбардов в том числе:
- ломбарды с широкой сетью обособленных подразделений в крупных экономически развитых регионах;
- ломбарды, сотрудничающие с сетями по реализации золотых изделий, которые используют площадки магазинов.
Более половины ломбардов работают на рынке свыше 10 лет.
Профиль ломбарда (сегменты).
Рынок ломбардов можно условно разделить на три сегмента:
- сетевые ломбарды — присутствуют более чем в 5 регионах и специализируются на выдаче займов под залог золотых изделий;
- региональные ломбарды — работают на местном рынке и принимают в качестве залога преимущественно изделия из золота, а также другие ценные вещи (бытовую технику, часы и др.);
- автоломбарды — специализируются на залоге транспортных средств (в том числе дорогих автомобилей), в основном работают в Москве и Санкт-Петербурге.
С начала 2020 года сетевые ломбарды увеличили присутствие на рынке — доля сегмента в общем портфеле ломбардов увеличилась до 41,1% (+3,6 п.п.).
Доля региональных ломбардов за аналогичный период сократилась до 56,6% (-2,4 п.п.), при этом на данный сегмент приходится 96% всех участников рынка.
Региональное распределение.
Рынок ломбардов достаточно сильно концентрирован по региональному признаку — большинство ломбардов находится в регионах с высокой долей городского населения и городах федерального значения:
- на топ-5 регионов по величине портфеля приходится 42% портфеля рынка и 37% объема выданных займов по итогам 2020 года;
- на топ-15 — 65% портфеля рынка и 61% объема выданных займов по итогам 2020 года.
Профиль заемщика.
Профиль заемщика ломбарда выглядит следующим образом:
- 43% клиентов ломбардов приходится на возрастную группу 45 лет и старше;
- 55% заемщиков — женщины;
- 72% от заемщиков — постоянные клиенты (притока новых клиентов в период пандемии не произошло).
Договоры займа.
Средняя сумма займа в ломбарде с II квартала 2020 года выросла а 22% и в конце II квартала 2021 года составила 11,6 тыс. рублей.
Большинство договоров в ломбарде заключается на краткосрочный — до 1 месяца (55%) и среднесрочный — 1-3 месяца (34%) периоды. По срокам и суммам займы в ломбарде сопоставимы с займами МФО.
Виды залогов.
Основное количество договоров заключается под залог золотых изделий — более 80%.
Также клиенты ломбардов могут брать займы под залог предметов искусства, бытовой техники, оригинальных вещей знаменитых брендов, изделий из серебра.
Невостребованное имущество.
Большинство сделок по реализации невостребованного имущества покрывает всю сумму задолженности (47% ломбардов) либо превышает ее (18% ломбардов).
Основными площадками реализации являются сами ломбарды (47% ломбардов) и организации, занимающиеся переработкой драгоценных металлов — 27%.
Более 50% реализаций происходит в течение 1 месяца, в том числе 11% — до 5 дней.
Перспективы развития рынка.
90% ломбардов3 занимаются только выдачей потребительских займов. Ломбарды остаются одним из наиболее консервативных видов бизнеса — 49% организаций не планируют осваивать новые направления деятельности.
В качестве возможных направлений развития участники рынка выделяют следующие:
- открытие новых обособленных подразделений, в том числе в иных регионах, не по месту регистрации ломбарда;
- использование в деятельности ломбарда современных решений: онлайн-оценка залога и выезд к клиенту. Небольшое число организаций используют мобильное приложение для оплаты процентов, оплату процентов по QR-коду через онлайн-банкинг.
Чаще всего клиенты выбирают ломбард по территориальной принадлежности, в связи с чем большинство ломбардов используют традиционные инструменты для привлечения клиентов — наружную (71% ломбардов) и печатную (38% ломбардов) рекламу:
- в целях сохранения клиентской базы 42% компаний используют программы лояльности, позволяющие увеличить сумму займа на основе рейтинга клиента.
В числе основных причин отсутствия развития компании отмечают нехватку денежных ресурсов (23% ломбардов) и конкуренцию (19% ломбардов)4.
Объемы средств, привлекаемых ломбардами, существенно ниже, чем у других МФИ:
- основным источником денежных средств для ведения деятельности являются собственные средства учредителей — физических лиц (65%)5.
Конкуренция и жалобы.
Больше 85% организаций отметили, что их основными конкурентами являются другие ломбарды.
Также организации указали в качестве конкурентов МФО (45%) и кредитные организации (16%).
37% ломбардов сталкивались со случаями недобросовестных практик:
- около 50% опрошенных отметили, что основным видом недобросовестной конкуренции является деятельность «серых» ломбардов.
1 Федеральным законом от 13.07.2020 № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».
2 В соответствии со статьей 2.6 Закона «О ломбардах».
3 На основании данных анонимного анкетирования рынка в мае 2021 года: приняли участие 664 ломбарда, или 30% организаций от числа ломбардов в реестре на 09.07.2021 (малые и крупные, региональные, сетевые и автоломбарды).
4 На основании данных анонимного анкетирования рынка в мае 2021 года: приняли участие 664 ломбарда, или 30% организаций от числа ломбардов в реестре на 09.07.2021 (малые и крупные, региональные, сетевые и автоломбарды).
5 На основании данных отчетности на 30.06.2021.
Ответственное структурное подразделение: Департамент микрофинансового рынка.