В Санкт-Петербурге прошла международная фармацевтическая премия «Зеленый крест». По традиции мероприятие началось с обсуждения основных цифр и фактов, характеризующих состояние отрасли. Виктория Преснякова, Сергей Еськин, Александр Монастырев, Анатолий Тенцер, Акоп Варпетян и другие эксперты проанализировали основные вопросы и наметили планы развития. В центре внимания - новые тренды и инновационные решения на аптечном рынке, обеспечивающие эффективное функционирование и развитие классических аптек.
Пациентоориентированность – один из основных трендов отрасли. Для доступа пациентов к лекарственной терапии, для устранения лекарственного дефицита необходимы регуляторные изменения и прорывы, начало которым было положено пандемией.
Аптечный бизнес, решая задачи обеспечения быстрого и бесперебойного доступа к лекарственной терапии, поставил интересы пациентов в основе адаптации своих бизнес-моделей. Аптечные сети по всей России подключаются к реализации лекарственных препаратов дистанционным способом. Аптеки делают все необходимое для обеспечения бесперебойной работы нового сервиса. Аналитики фиксируют рост онлайн-продаж чуть менее 9%, но есть на рынке и исключения. Так в рамках дискуссии президент холдинга «Монастырев» Александр Монастырев озвучил, что продажи препаратов с доставкой на дом увеличились на 65%, а по словам генерального директора «ПроАптека» Евгения Короткова услугой уже воспользовались 30% клиентов. Развивать онлайн-торговлю безрецептурными препаратами готова не только аптечная розница, но и маркетплейсы.
«Маркетплейсы ждут своего часа и находятся сейчас на финишной прямой. Аптекам необходимо внимательно относится к заключению договора, потому что ответственность, по-прежнему, лежит на фармацевтах. Необходимо соблюдать все нормы и требования, установленные законом. Очевидно, что за онлайном будущее. Сегодня аптекам необходимо менять свои бизнес-процессы, чтобы оставаться в тренде», - подчеркнула директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
С каждым днем все больше желающих продавать дистанционно и рецептурные препараты. Определены пилотные регионы, Москва и Белгородская область, но запуск откладывается – большой риск попадания в сеть недоброкачественных препаратов. Поэтому сначала нужно, чтобы по всей стране заработал проект «Электронный рецепт». Эксперимент по его внедрению начался еще пять лет назад. Плюсы очевидны, но есть ряд негативных моментов. Например, пациент не сможет получить по рецепту препарат в другом регионе. Проблема касается студентов, вахтовиков и других граждан. Решение проблемы – в законодательном закреплении системы рецепта на федеральном уровне.
«Система электронного рецепта, включая непосредственное участие медицинских и аптечных организаций, может быть эффективной, если ее реализация не будет отягощена подключением к дополнительным контурам, к неотлаженным системам и не иметь дополнительной административной нагрузки», - заметила директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
Внедрением электронных рецептов регионы занимаются самостоятельно. Разрабатываются местные законодательные акты и привлекаются коммерческие IT-структуры. По мнению экспертов, ЕМИАС в Москве на сегодняшний день наиболее понятная и адаптированная под цели и задачи система. Но только действует она в государственных лечебных учреждениях. В частных клиниках – оператор другой. Получается, что в одном городе могут быть несколько видов электронных рецептов. При этом пациент может приобрести препарат не во всех аптеках, а только в тех, которые авторизованы в данной системе. Это вызовет путаницу и волну недовольства у пациентов либо аптекам нужно будет подключатся к каждой из этих сетей. К примеру, бумажный рецепт можно отоварить в любой аптеке и неважно в каком городе.
«Крупные аптечные сети, национальные аптечные системы, такие как Аптека.ру, АСНА и другие, должны у себя на сайте сделать десятки интеграций, причем в каждом регионе самостоятельную. Это будет какое-то безумие и колоссальная нагрузка», - считает директор по развитию АО «Катрен» Анатолий Тенцер.
Экспертное сообщество считает, что проект «сырой» и требует серьезной проработки. Специалисты не исключают, что коммерческие операторы будут монетизировать систему, привлекая к ней производителей лекарств. А это значит, что последние захотят, чтобы в первую очередь врач выписывал определенный лекарственный препарат по торговому наименованию, а не по МНН как сейчас.
Изменения в системе здравоохранения – это шаг вперед, направленный на повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи. Но на пути от старого к новому всегда есть преграды, различные недоработки, нестыковки, которые необходимо не только выявить в процессе работы, но и скорректировать. Так существующая сегодня система ценообразования продолжает оставаться ключевым триггером ухода с рынка целого ряда препаратов, что напрямую влияет на лекарственную доступность.
В 2020 году цены выросли по всей товаропроводящей цепочке, но пациенты обвиняют в этом лишь аптеки. На стоимость лекарств влияет очень много факторов. Изменение курса доллара, стоимость фармсубстанций и упаковки влияют на себестоимость препаратов, а также логистика, тарифы ЖКХ и многое другое. Плюс несвоевременные и непродуманные нововведения. Внедрение маркировки прошло остро и болезненно. Ее вводили вовремя, когда весь мир облегчал движение лекарств. Она стала одной из причин дефицита. Пока не достигаются цели, которые были заложены в начале этого проекта.