На авиационно-космическом салоне МАКС-2021 прошла медиа-встреча «Герои поколения «От винта!»: Инженеры Победы», организованная Международным молодежным научно-техническим фестивалем «От винта!» при содействии Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского (ЦАГИ). На встрече с участниками и гостями авиасалона были представлены уникальные материалы, рассказывающие о достижениях отечественной науки и промышленности в годы Великой Отечественной войны, а также обсуждены перспективы развития проекта и дана оценка его чрезвычайной исторической важности.
В презентации приняли активное участие постоянные партнеры Фестиваля «От винта!»: холдинг «Вертолеты России», общероссийские общественные организации «Офицеры России» и «Деловая Россия», Московский авиационный институт (МАИ), а также журналисты и эксперты.
«Советский Союз совершил настоящий рывок вперед в сложнейших условиях, когда заводы, перевозимые на Восток из западных регионов страны, разгружались в чистом поле и, фактически, под открытым небом начинали работу. Так наша промышленность оказала существенное влияние на перелом в войне и помогла добиться долгожданной Победы!» - подчеркнул в своем выступлении Председатель Общероссийской общественной организации «Офицеры России», Герой РФ, генерал-майор Сергей Липовой.
«Каждый год мы отдаем дань уважения фронтовикам, нашим ветеранам, отдавшим здоровье и жизнь за мирное небо и наше с вами будущее. Но не меньшего уважения и памяти заслужили все те, кто ковал Победу не под Ржевом и Сталинградом, а на заводах Урала, Поволжья, Казахстана, Сибири и Средней Азии», - отметила вице-президент «Деловой России» Лариса Покачалова.
Главный инженер «Улан-Удэнского авиационного завода» Сергей Соломин привел удивительные данные, когда вместо ушедших на фронт мужчин на рабочие места его предприятия заступили женщины и подростки. Они работали в три смены и выпустили за годы войны 12 полков (!) военных самолетов. «Сегодня для нас очень важно участие в проекте «Инженеры победы», потому что на примере героического трудового подвига наших предков мы можем воспитать молодое поколение инженеров», - сказал он.
Непросто пришлось в то время и вузам. МАИ был эвакуирован в Алма-Ату, где одновременно организовал учёбу по ускоренным программам обучения и производство оборонной продукции для фронта. Здесь же специалисты-вооруженцы МАИ помогали Михаилу Калашникову в проектировании и испытаниях нового пистолета-пулемёта. Мастерские института в Москве организовали демонтаж и утилизацию сбитых немецких самолётов, обеспечив авиазаводы сотнями тонн вторичного сырья. Об этом рассказала заместитель руководителя УИСК МАИ Ирина Сторожева.
Инженеры и учёные ЦАГИ в Жуковском в годы войны ни на день не прекращали испытания летных аппаратов. На это уходили как все человеческие ресурсы, так и все мощности экспериментальной базы. В зимние годы в рабочих помещениях института было так холодно, что инженерам, чтобы согреться приходилось ложиться вдоль рабочей части Т-106, которая в ходе эксперимента разогревалась до 40-50 градусов.
Из этой аэротрубы, по образному выражению руководителя центра социального развития ЦАГИ Екатерины Ростовцевой, "вылетела" практически вся советская авиация военных лет.
Так были найдены решения, которые позволили добиться решающего превосходства в воздухе.
Сегодня эти победные традиции продолжаются: новые поколения инженеров (а многие из ни которых в свое время стали участниками фестиваля "От винта!") создают перспективные решения и уникальные разработки, которые позволяют нашей промышленности производить уникальные авиационные комплексы, военные корабли, системы вооружений, которых попросту еще нет нигде в мире. Фундамент этих успехов был заложен Инженерами Победы в годы ВОВ.
Участники медиа-встречи, отвечая на вопросы журналистов, пожелали проекту развиваться и прирастать новыми данными, чтобы в итоге возникла максимально полная база архивных материалов и документальных свидетельств исторического подвига нашей промышленности и науки.