В современной социологии и научных разработках образовательной деятельности традиционная парадигма перехода «учеба-работа» уступила свои позиции теории непрерывного образовательного процесса, или all-life learning. Одним из главных трендов в образовании является персонализация, то есть движение от стандартных, общих для всех учеников программ и форматов обучения к ответу на индивидуальные образовательные запросы. На этом базируется понятие «образовательная траектория» — путь, который обучающийся проходит в процессе получения знаний, навыков и умений в избранной области. А индивидуальная образовательная траектория — это персональная программа, которую студент выстраивает на основе предлагаемых учебным заведением возможностей. Она конструируется с учетом целей, способностей и интересов человека и варьируется по уровню сложности и набору изучаемых дисциплин.
Концепция перехода на индивидуальные образовательные траектории сформировалась и получила свое воплощение в первую очередь в США и странах Западной Европы. В России вузы в своем большинстве придерживаются традиционных образовательных программ, но процесс внедрения новой модели уже идет.
В конце мая 2021 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые позволяют обучающимся одновременно получить несколько квалификаций. Также закон устанавливает, что федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) профобразования смогут разрабатываться не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и по их укрупненным группам, по областям профессиональной деятельности, по соответствующим уровням профобразования, а также по уровням образования. Все это напрямую связано с переходом на индивидуальные траектории.
Реалии же таковы, что в формировании подобных образовательных траекторий в большей степени заинтересован будущий работодатель. Так, техническое образование и технические специальности, особенно ИТ, программирование, находятся на пике популярности. Конкурс в ИТМО на факультет «Информационные технологии и программирование» зашкаливает который год. Это обусловлено и высокими зарплатами в этой области: рынок ИТ сильно перегрет глобальными корпорациями. А что делать другим техническим отраслям, которые не обрели подобного уровня престижа среди молодежи? Как привлечь таланты, например, в электронику, микроэлектронику, если они все стремятся в ИТ? Выход один: отбирать сильных ребят еще на школьной скамье и стимулировать их интерес к этим специальностям в тот момент, когда они начинают серьезно обдумывать, какую профессию выбрать и куда поступить. И, чтобы не стрелять из пушки по воробьям, имеет смысл сфокусироваться на базовой компетенции — уровне знаний в математике и стремлении к прогрессу в ее изучении.
Ряд отечественных компаний уже предпринимает подобные шаги. Так, инвестиционно-промышленный холдинг GS Group, ключевой компетенцией которого является разработка и производство электроники и микроэлектронной продукции, на протяжении 8 лет реализует комплексную федеральную образовательную программу. Она позволяет еще в раннем возрасте выявить ребят со склонностью к точным наукам, сформировать у них интерес к радиоэлектронике, направить по образовательной траектории в этом направлении. Холдинг стремится выстроить развитие детей от научно-технического творчества до работы в условиях инновационного производства. Один из ключевых инструментов программы — ежегодные дисциплинарные конкурсы, в рамках которых ученики 9—11-х классов решают задачи, составленные на основе российской общеобразовательной программы. Проводились конкурсы по математике, физике, программированию. Победители получают именные стипендии и другие ценные призы, а все финалисты приглашаются в инновационный кластер «Технополис GS» в Калининградской области, где они знакомятся с тем, как работает современная высокотехнологичная радиоэлектронная промышленность.
Флагманская инициатива холдинга — международный конкурс GS Group по математике «Я решаю!» для старшеклассников из нестоличных городов, который проводится ежегодно с 2013 года. Он позволяет холдингу привлекать талантливых школьников из провинциальных городов, у которых зачастую меньше возможностей для получения качественного высшего образования, чем у старшеклассников из Москвы и Санкт-Петербурга.
«Чтобы гарантировать приток сильных кадров в будущем, бизнес должен быть дальновидным и участвовать в формировании образовательной траектории с самого начала, со школьной скамьи. Поддерживая талантливых ребят, нацеленных на развитие в области высоких технологий, мы готовим достойный кадровый резерв — квалифицированных специалистов, которые в обозримом будущем займут ведущие позиции на ведущих российских предприятиях. Поступив в российский вуз на одну из востребованных в радиоэлектронной промышленности специальностей, в течение своего первого учебного года победители конкурса ежемесячно будут получать наши именные стипендии. Мы поддерживаем контакт со стипендиатами в дальнейшем, привлекаем их на работу на свои предприятия и рекомендуем другим компаниям отрасли. Таким образом GS Group развивает кадровый потенциал в области радиоэлектроники», — отметила директор по корпоративным коммуникациям GS Group Екатерина Артемьева.
За всю историю проведения «Я решаю!» его участниками стали свыше 29 000 школьников из всех регионов России и 17 стран Евразии. 27 победителей конкурса поступили в ведущие вузы страны и получили стипендии GS Group. Победители первых конкурсов уже получили дипломы о высшем образовании и начали карьеру в инновационных отраслях отечественной промышленности.