На интернет-площадке радио «КП» 11 июня состоялась традиционная «Деловая пятница» на тему: «Стоит ли ограничивать продажу энергетиков». Параллельно с этим между представителями индустрии состоялось подписание Кодекса ответственного производителя безалкогольных тонизирующих напитков.
В мероприятии Радио «КП» приняли участие:
1. Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков.
2. Константин Эллер, профессор, доктор химических наук, заведующий лаборатории ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии».
3. Владимир Бессонов, руководитель лаборатории химии пищевых продуктов ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии».
4. Михаил Богомолов, президент Российской диабетической ассоциации, главный редактор Российской диабетической газеты, врач психоэндокринолог.
5. Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице - президент НП «Опора».
6. Представители компаний, участники кодекса:
- Ирина Архипова, директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola HBC Россия, Председатель правления Союзнапитки;
- Марина Балабанова, Вице-президент по корпоративным отношениям компании PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Кавказ и Центральная Азия;
- Игорь Телегин, заместитель генерального директора по организационному развитию компании ООО «Бобимэкс»;
- Антон Стельмаков, генеральный директор компании ООО «Импульс М»;
- Руслан Гильденскиольд, Директор дивизиона «Напитки» ЗАО «Московская пивоваренная компания».
Эксперты обсудили актуальную ситуацию на рынке. В центре внимания оказались такие вопросы: что входит в состав энергетиков, и надо ли ограничивать их продажу, как это повлияет на развитие бизнеса, в том числе малого и среднего. Почему вокруг категории энергетиков сложилось столько разнообразных мифов и предрассудков.
В настоящий момент более чем в 50 регионах уже запрещена продажа энергетиков несовершеннолетним. Местные законодатели считают, что таким образом они заботятся о здоровье граждан. Но научно доказанных данных вреда энергетиков нет.
Владлен Максимов начал беседу: «Впервые государство вторглось в товарную матрицу. Впервые товар без доказательной базы объявлен вредным, сомнительным и выступает объектом разного рода ограничений. Безусловно, это нервирует розницу. При этом в первую очередь страдает малый бизнес. И хоть это товар не первой необходимости, но в сезон для небольших предприятий этот товар составляет до 10% оборота. Федеральные регуляторы придерживаются аналогичного мнения. Министерство промышленности и торговли, Федеральная антимонопольная служба. И в настоящий момент ограничения на продажу тех или иных товаров допускаются только в случаях, предусмотренных законом. Однако в наступившем году ограничения на безалкогольные тонизирующие напитки продолжаются».
Максим Новиков: «Энергетические напитки входят в категорию безалкогольных, но их объем в общей доле потребления незначителен. Поэтому говорить о потенциальных медицинских рисках по злоупотреблению сахаром или кофеином, содержащимся в этих напитках, представляется чрезмерной перестраховкой.
Более 80% кофеина в организм поступает из чая и кофе – не из энергетиков.
«За последние годы уже несколько раз на федеральном уровне пытались ограничить продажу БНТ, но всякий раз эти инициативы пресекались по причине их безосновательности», - добавил спикер.
Константин Эллер прокомментировал ажиотаж, поднятый вокруг этих «безобидных», как он выразился напитков следующим образом: «В основном документе, регламентирующем безопасность пищевых продуктов (ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции») указаны как основные компоненты безалкогольных тонизирующих напитков, так и их дозировка. Таким образом безопасность данного пищевого продукта закреплена законом. Те ограничения, которые сейчас предлагаются, они биохимически не обоснованы. Состав компонентов, который присутствует в обычной банке безалкогольного тонизирующего напитка находится в рамках физиологической нормы и не представляет опасности для здоровья населения».
Владимир Бессонов поддержал предыдущего выступающего и еще раз обратил внимание, что в настоящий момент нет доказательств того, что энергетические напитки представляют специфический риск для детей и подростков. Кофеин безопасен при потреблении 400 мг в сутки. «Мы можем и должны успокоить общественное мнение», - в этом спикер видит нынешнюю свою миссию. И, конечно, по его мнению, нужно контролировать порции потребления. В частности, сахара. Причем не только в этих продуктах, а в целом во всем рационе.
Михаил Богомолов рассказал о том, как соблюсти баланс в потреблении сахара. Он напомнил, что в 2015 году ВОЗ в своих рекомендациях снизила добавленный сахар в два раза. Для взрослого человека это менее 50 г в сутки. Для развитых и богатых стран – это и вовсе 25 г и меньше. В период социально-экономического кризиса продукты без добавления сахара сделать дорого. Что касается кофеина, то и этот эксперт также развеял мифы о вреде кофеина в БТН. «Не развивается привыкания к чаю, кофе, энергетикам. Синдрома абстиненции при отказе от них не развивается». Согласно результатам Европейской программы исследования рака и питания, употребление кофеина в небольших количествах (до 400 мг) не увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, но уменьшает риск диабета на 30%. Кроме того, потребление кофеина у женщин влияет и на уровень депрессии – он снижается на 20%.
«Эта категория довольно часто вызывает много споров и недоверия, поэтому мы считаем, что нужно развивать практику дополнительного информирования потребителей о свойствах напитков, - прокомментировала Марина Балабанова. – Подобные меры саморегулирования уже доказали свою эффективность. Так, в 2019 году на площадке Союзнапитки производители подписали Кодекс добровольных обязательств, где зафиксировали обязательства по снижению сахара в напитках на 10% до 2024 года».
В продолжении темы информированности населения выступила Ирина Архипова, которая рассказала, что «на протяжении многих лет крупнейшие компании-производители безалкогольных напитков внедряют принципы рационального и сбалансированного потребления. К примеру, наша компания помимо требований законодательства использует дополнительные элементы информирования и указывает количество калорий от суточной нормы, которая содержится в одной упаковке напитка. Таким образом, мы помогаем потребителю контролировать свой рацион. Особое внимание компании, поддерживающие принципы саморегулирования, уделяют вопросу ограничения продвижения продукции среди аудитории до 12 лет, и этот пункт зафиксирован в кодексе».
Игорь Телегин подчеркнул, что введение ограничений обычно носит исключительный характер. Это всегда крайняя мера, которая должна быть основана на научной экспертизе. «Сейчас такой экспертизы ни у нас в стране, ни в мировой практике не существует».
Антон Стельмаков выступил от лица производителей безалкогольных «позитивных» напитков, как он выразился, и заверил, что компания ответственно относится к информированию потребителей. Антон Стельмаков подчеркнул: «Подписывая кодекс с коллегами по рынку, мы берем на себя дополнительные социальные и производственные обязательства для того, чтобы быть максимально честными и открытыми для всех».
В ходе дискуссии был сделан вывод, что безалкогольные тонизирующие напитки (БТН) являются безопасным пищевым продуктом. Однако нужно осознавать всю важность заботы о здоровье населения и развития культуры рационального потребления. И представители индустрии готовы зафиксировать ключевые обязательства по информированию населения о БТН.
Развитие категории безалкогольных тонизирующих напитков должно происходить на основе активного донесения до потребителей, а также всех иных заинтересованных лиц объективной информации о безалкогольных тонизирующих напитках, об их ингредиентах, о результатах научных исследований в этой области знаний; объективного и профессионального мониторинга состояния рынка безалкогольных тонизирующих напитков.
Наша беседа транслировалась в YouTube, Facebook (Запрещенная в РФ организация) и Вконтакте радио КП. Абсолютно любой зритель мог задать присутствующим спикерам вопросы.