Сегодня, как никогда, актуальна добровольческая помощь пожилым людям. Хотелось бы затронуть проблему их социальной реабилитации: человеку крайне важно жить в социуме, общаться с окружающим миром, чувствовать интерес к жизни, ощущать заботу и иметь возможность заботиться о ком-то самому. Современное общество ориентировано на молодость и успех. Прекрасно, когда пожилые окружены любовью и заботой близких, но жизнь складывается у всех по-разному. Кто-то переживает непонимание и невнимательность родных людей, а кто-то остается совсем один на старости лет со своими болячками и проблемами. Обеспечение физиологических потребностей далеко не всегда является самым главным в комплексе этих проблем. Как сказал Ницше: "Если знаешь "зачем", то выдержишь любое "как". В период, когда большая часть жизненного пути уже пройдена, с особой остротой встает проблема смысла жизни.
Студенты факультета Социальной коммуникации Московского государственного психолого-педагогического университета вносят свой вклад в решение этой проблемы. Многие из них работают в общественных организациях, оказывающих помощь пожилым людям.
Ребята к своей деятельности подходят творчески. Например, используют элементы арт-терапии. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, пожилые люди реализовывают желание созидать и творить, обретая, таким образом, смысл своего существования. Для лиц старшего поколения навыки в области рисования, музыкального творчества, создания художественных поделок становятся важными шагами на пути к социальной адаптации, общественному признанию, к полноценной интересной жизни, наполненной впечатлениями и эмоциями. Таким образом успешно решаются различные психологические проблемы, часто присутствующие у пожилых людей. Наконец такая творческая деятельность может стать источником дополнительного дохода.
Другой важный аспект помощи пожилым людям – обучение их работе с гаджетами. Сегодня даже кнопочные телефоны вытесняются сенсорными планшетами. Овладение новыми электронными устройствами не только облегчает жизнь (можно оплатить счета, госпошлины, зарегистрироваться на прием к врачу, не выходя из дома и в удобное для себя время), но и добавляет социализации, общения. Пожилые люди регистрируются в соцсетях, общаются с друзьями и вступают в группы по интересам, записываются в электронные библиотеки, смотрят фильмы, наполняя свою жизнь новыми знаниями и событиями. Конечно, многим трудно научиться все это делать самостоятельно. Они испытывают страх, недоверие, порой бессилие перед новыми возможностями, такими привычными для молодежи. С целью адаптации пожилых людей в современном мире, студенты МГППУ работают в социальных центрах, создают и ведут тренинги по работе с новыми электронными устройствами, открывая пожилым людям новые возможности, делая их жизнь насыщенной и интересной.
Есть направления, где студенты обучают желающих пожилых людей иностранным языкам, подходя к такому обучению с позиций лингвотерапии. Основная цель здесь – не изучение языка как такового, а повышение интеллектуальной активности и уровня коммуникации среди пожилого населения. Есть исследования, что изучения иностранных языков в пожилом возрасте не только является хорошим тренингом, стимулирующим умственную деятельность, но и профилактикой серьезных заболеваний, например болезни Альцгеймера. В направлении разработок методов обучения пожилых достаточно давно работают специалисты Германии и Японии.
В результате такой социальной поддержки пожилые люди не только адаптируются в обществе и преодолевают состояние одиночества, многие восстанавливают и улучшают отношение с родными, особенно, с внуками. Некоторые с упоением сочиняют сказки на иностранном языке или рисуют сказочных персонажей, устраивают целые спектакли для своих внуков и других детей, легко общаются с ними дистанционно, делятся впечатлениями от фильмов, книг, различных событий: они как бы сокращают временную дистанцию поколений, позволяя провести насыщенный остаток жизни.
Студенческая инициатива по работе с пожилыми людьми в современных непростых условиях, демонстрирует пример подлинной человечности, формирования таких важных ценностных установок как взаимопомощь, доброта, любовь к себе, к людям и окружающему миру.
Автор: Симонова С.А. - кандидат культурологии, профессор общеуниверситетской кафедры Философия и гуманитарные науки МГППУ.