За попытку получить максимальный доход врача могут привлечь к ответственности даже по статье «Убийство».
В последнее время количество дел, возбужденных против врачей и клиник за некачественное оказание медицинской помощи, каждый год увеличивается вдвое. И речь далеко не о случаях, когда врачебная ошибка нанесла вред здоровью. В российской реальности выросла целая индустрия потребительского экстремизма, на которой зарабатывают большие деньги. О том, как врачам защищать свои права в новой реальности, представители медицины и юристы поговорят на специальной секции Бизнес-форума ЕОФ-2021, который пройдет в Москве 25–26 июня.
В медицинских институтах врачей учат лечить пациентов, а не защищаться от их претензий. Однако времена, когда врачу нужно думать исключительно о диагнозе или операции, безвозвратно ушли в прошлое. Иски по защите прав потребителей при оказании медицинских услуг стали постоянной проблемой практически для всех лечебных учреждений.
Часто эти иски инициируют те, кто сделал сутяжничество своим заработком. В России вслед за Западом уже появилась новая отрасль — система судебного инвестирования, когда, вкладывая средства в потенциально выигрышный судебный спор по защите прав потребителя, инвестор на паях с потребителем получает неплохой доход. И пока врачи и руководители клиник еще не свыклись с мыслью, что их пациенты на самом деле потребители медицинских услуг, они теряют на таких претензиях средства и репутацию.
«Вы можете быть специалистом с мировым именем, честнейшим человеком, вы даже можете спасти пациенту жизнь — и проиграть ему иск в суде из-за неправильно оформленного информированного согласия», — рассказывает адвокат Наталия Сальникова, ведущий спикер сессии Бизнес-форума ЕОФ «Правовые риски медицинской деятельности и эффективные способы их минимизации».
Один из нашумевших примеров иска с привлечением судебного инвестирования как раз коснулся реабилитации после тяжелой травмы. Это многомиллионный судебный спор спортсменки Марии Комиссаровой и доктора Блюма, занятия в клинике которого улучшили возможности пациентки с травмой позвоночника, но не поставили ее вновь на ноги. И хотя благодаря грамотно оформленным документам и профессиональной защите суд отказал истице в возмещении, дело продолжается уже в уголовной плоскости. Теперь врача обвиняют в мошенничестве, по сути, с теми же претензиями.
Врач и даже руководитель клиники, которые не являются профессионалами в юридических делах, не в состоянии грамотно защищать свои права в судах, которые иногда длятся годами. Однако руководители клиник часто не пользуются возможностями досудебного урегулирования споров с пациентами и даже профессиональной защиты в суде, предпочитая откупаться от пациентов деньгами. Это, возможно, иногда и сохраняет репутацию, однако создает благодатную почву для потребительского экстремизма пациентов. Скандальные пациенты просто осаждают клиники пластической хирургии. И снова речь не идет о том, что их внешности и здоровью нанесен вред ошибкой врачей — просто результат оказался не тем, на который они, по их словам, рассчитывали.
«В таких случаях медицинская документация решает если не все, то большую часть проблем. И именно в медицинском документообороте сегодня самое уязвимое место врачей и клиник», — рассуждает Наталия Сальникова. Важнейшую роль играют грамотные формулировки при оформлении информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство. С учетом судебной практики адвокаты рекомендуют клиникам использовать определенные формулировки в этом документе: например, важно включить пункт о том, что пациент имел возможность задать дополнительные вопросы врачу, а также о том, что пациент считает, что получил исчерпывающую информацию, а в момент подписания на него никто не оказывал давления. Ведь в суде, если до него дойдет дело, будут рассматривать именно то, что зафиксировано на бумаге, а не то, что подразумевал врач и по-своему понял пациент.
Но если споры в сфере защиты прав потребителей грозят врачам и клиникам чаще лишь потерей средств и репутации, то риск получить срок и запрет на профессию в рамках уголовного дела также стал неотъемлемой частью врачебных будней. Диапазон статей Уголовного кодекса, по которым можно привлечь врача к ответственности, достаточно широк — от халатности и превышения должностных полномочий до обвинения в убийстве. Именно по такой статье обвиняли не так давно неонатолога Элину Сушкевич и ее коллегу из Калининграда. И хотя суд присяжных оправдал докторов, это беспрецедентное обвинение заставляет задуматься о том, что и врачам, и клиникам пора менять подход к своей юридической защите.
«Недостаточное внимание к медицинской документации, отказ от защиты и от реализации своих прав, в том числе на страхование профессиональной ответственности и даже на отказ от предоставления услуги, — те основные проблемы, которые есть у всех наших медицинских учреждений», — резюмирует Наталия Сальникова.
На сессии вопросов и ответов Бизнес-форума ЕОФ, посвященной рискам медицинской деятельности, будут рассмотрены самые важные вопросы правовой защиты врачей:
- Риски медицинской деятельности и виды ответственности.
- Медицинский документооборот — основа правоотношений в сфере оказания медицинских услуг.
- Способы минимизации юридических рисков в медицинской практике.
- Медиация как способ разрешения юридических конфликтов в медицине.
К сессии смогут присоединиться все участники Евразийского ортопедического форума.
Генеральный партнер ЕОФ-2021 — Федеральное государственное унитарное предприятие «ЦИТО».
Информационными партнерами ЕОФ-2021 выступают: МИЦ «Известия», журналы Opinion Leader, «Поликлиника», «Современная медицина», Siberian Life, «Здравоохранение России», «Наука и жизнь», «Дело жизни», «Медицина: целевые проекты», «Политравма/Polytrauma», телеканал «Про Бизнес», издательство «МЕДпресс-информ», ИД «Русский врач», информационно-аналитический портал Remedium, агентство медицинской информации «Медфорум», информационно-аналитическое агентство 3Dpulse, медицинское маркетинговое агентство «МедиаМедика», сообщество «Врачи РФ», проект YellMed, сеть бизнес-порталов «ГлобалМедиа», First National, Arab Medi Care, Hospitals Management, German Medical Journal.