В 2021 году в МГППУ был открыт Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA. Чтобы больше узнать о новом структурном подразделении университета, его функциях, мы поговорили с руководителем центра - Мариной Геннадьевной Сороковой.
- Марина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, о цели создания и деятельности центра PsyData.
- Центр PsyData начал действовать в январе 2021 года. Цель создания центра - комплексное сопровождение и поддержка научных исследований в области психологии на базе репозитория научных данных RusPsyData и библиотеки психодиагностического инструментария.
Наличие такой базы данных позволит более эффективно решать социальные проблемы, усовершенствовать социальную политику, ведь работа центра, по сути, направлена на содействие реализации доказательного подхода в психологии и образовании. Социальная сфера затрагивает интересы миллионов людей и решения о вмешательствах и реформах в этой области должны приниматься не методом проб и ошибок, а на основе результатов научных исследований с применением технологий с доказанной эффективностью.
Результаты исследований должны быть воспроизводимыми и вызывать доверие международного научного сообщества, а базы данных - общедоступными, что соответствует тенденции открытой науки.
- То есть, такая открытость является обычной практикой в научном сообществе?
- В международной практике принято представлять базы данных исследований в открытом доступе, например, при подаче статьи в научные журналы или освещении результатов научных исследований. Это осуществляется с помощью репозиториев научных данных, таких как Mendeley Data, FigShare, The Open Science Framework, Prospero, Harvard Dataverse, The Fairsharing и др. В России такая практика еще только начинает распространяться. Вот почему ректор МГППУ А.А. Марголис предложил идею создания всероссийского репозитория научных данных по психологии RusPsyData с Библиотекой стандартизированных психодиагностических инструментов, который начнет действовать в ближайшее время. Создание, обеспечение деятельности и развитие этого репозитория – одна из важнейших задач Центра PsyData.
- Вы упомянули о проблеме воспроизводимости научных результатов. Для решения этой проблемы, в частности, важно использовать надежные методы исследования?
- Да, действительно, помимо проблемы воспроизводимости научных результатов существует и другая важнейшая проблема разработки надежного и валидного психодиагностического инструментария и использования его в исследованиях и практике. Действительно, если мы оцениваем, например, высшие психические функции и процессы или компетенции, включенные в Федеральные государственные образовательные стандарты, лишь приблизительно, «на глазок», то как можно говорить о доказательности выводов и воспроизводимости результатов эксперимента?
Начинающие исследователи и психологи-практики нередко затрудняются в выборе инструментария, пользуются ненадежными источниками психологических и психолого-педагогических методик, а, следовательно, уже на стадии создания базы данных их эмпирический материал вызывает вопросы. Вот почему так важно создать Библиотеку стандартизированных инструментов по психологии для коллективного использования диагностических инструментов в психологии и образовании.
Важнейшими задачами такой Библиотеки должны стать также экспертиза психологического и психолого-педагогического инструментария и сбор сведений о стандартизации методик оценки. Необходима также организация исследований по разработке и стандартизации психодиагностического инструментария, в том числе, по валидизации зарубежных методик на российской выборке. И это тоже важнейшее направление деятельности Центра PsyData.
- Центр действует пока всего несколько месяцев, но, может быть, уже есть результаты, о которых Вы могли бы рассказать?
- Центр PsyData является автономным подразделением и будет взаимодействовать со всеми факультетами и научными подразделениями университета в рамках своего функционала. Так, например, сотрудники центра PsyData и заведующая кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета «Дистанционное обучение» М.А. Одинцова получили весьма интересные научные результаты в ходе реализации научно-исследовательского проекта «Цифровые технологии в высшем образовании: разработка технологии индивидуализации обучения средствами электронных учебных курсов». В рамках этого проекта был разработан новый психодиагностический инструмент «Шкала оценки цифровой образовательной среды университета» для оценки опыта обучения студентов в цифровой образовательной среде.
Центр PsyData с самого своего основания активно участвует в научной жизни университета. Он является инициатором создания международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» в сотрудничестве трех ведущих университетов – МГППУ, Института образования НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Основные направления работы семинара связаны с проблематикой измерений в психологии и образовании и исследований в русле доказательного подхода. Со-руководители семинара - Е.Ю. Карданова, директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, и О.А. Фиофанова, научный руководитель Центра управления в образовании Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, известный специалист в области исследований методологии и технологии анализа данных в образовании, в том числе образовательных результатов, данных мониторинговых исследований и международных исследований качества образования.
- Какие еще проекты планируется реализовать в центре в ближайшей перспективе?
- Мы также активно поддерживаем процессы цифровой трансформации образования и сопутствующие исследования в этой области. В ноябре 2021 года (11-12 ноября) при активном участии центра PsyData пройдет 2-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)». Надеемся, что она будет интересна и полезна исследователям, педагогам-практикам и руководителям системы образования всех уровней.