Строительная отрасль, которая ещё год назад просто «стояла», начала набирать новые обороты. Строительство объектов, количество «размороженных» проектов увеличилось. Зачастую, приступая к поискам денежных средств на строительство, многие строители не видят, что деньги, которыми они располагают, буквально «утекают сквозь пальцы».
Отследить подобные утечки возможно с помощью специализированных программных решений для строительных компаний. Например, программа «АЛТИУС – Управление строительством» от компании «АЛТИУС СОФТ» способна выявить любые неточности в расчётах и, соответственно, уведомить пользователя о том, что указанные суммы неверны. С помощью программы можно получить данные, необходимые для точного расчета налога на имущество, в налогооблагаемую базу которого входит «незавершенное строительство». Бухгалтерия просто физически не может рассчитать налог на «незавершёнку», т.к. часть важных данных в бухгалтерии отсутствует, а сам расчёт весьма трудоёмкий, поэтому бухгалтерские подразделения производят его «на глазок». Практика показывает, что чаще всего начислены и уплачены суммы налога на 5 – 30% больше, чем необходимо. Стоит заметить, что в отличие от НДС, при котором переплата, совершенная в текущем периоде в дальнейшем учитывается в следующем периоде и, таким образом, фактически компания ничего не теряет, то в случае с переплатой налога на «незавершёнку» деньги строительной компании никак не возвращаются и по умолчанию даруются государству. В программе «АЛТИУС – Управление строительством» подобных ситуаций можно избежать с помощью отчета «Незакрытые объекты», из которого можно быстро и просто получить требуемые для бухгалтерии показатели на любой момент времени, в том числе на предыдущие периоды. Таким образом, использование программы позволит предоставить в бухгалтерию точные данные по «незавершенке» в нужный период и избежать переплаты налога. Обычно для крупных строительных компаний неверно рассчитанный налог на незавершенное строительство в разы превышает стоимость самой программы.
Определение конкретных денежных сумм, которые необходимо получить от заказчика, также не менее важно. Иными словами, в строительном бизнесе важно точно рассчитывать: «сколько нужно требовать денег». Казалось бы, что в данной арифметике нет ничего сложного, и бухгалтерия располагает подобными показателями. Однако, это не совсем так, поскольку бухгалтерия способна предоставить данные только по дебиторской и кредиторской задолженности. Но в строительстве нужны абсолютно другие сведения (рассчитанные иначе), а именно ожидаемые поступления от заказчиков и необходимые платежи субподрядчикам в соответствии с условиями договоров. Например, по договору на сумму 1 000 000 рублей получен аванс от заказчика в размере 30 % (300 000 рублей). Через месяц часть работ закрыта актом выполненных работ на сумму 200 000 рублей. Согласно бухгалтерским данным заказчик ничего не должен, а, наоборот, имеется кредиторская задолженность перед заказчиком, равная 100 000 рублей (получение 300 000 рублей, выполнение 200 000 рублей). На самом деле, согласно условиям договора заказчик обязан перечислить сумму, равную стоимости акта за вычетом той части аванса, которая приходится на этот акт. То есть расчет следующий: 30 % от стоимости акта – это часть аванса, которая приходится на акт (зачет аванса), а именно 60 000 рублей. Следовательно, оплата, которую можно ожидать от заказчика – 140 000 рублей (200 000 рублей-60 000 рублей). Аналогично рассчитываются предстоящие платежи субподрядчикам. В бухгалтерии таких данных нет, поскольку в ее задачу не входит учет условий договоров и планирование платежей по ним. Но для принятия оперативных решений, четкого планирования руководству строительных организаций необходимо знать суммы предстоящих входящих и исходящих платежей, рассчитанных на основании договорных условий и фактически выполненных работ. Кроме того, такие данные нужны и в бухгалтерии, т.к. бухгалтерия выставляет счета заказчикам за выполненные работы, и нужно знать точную сумму счета, рассчитанную именно так, как описано выше. Входящие счета от подрядчиков тоже необходимо проверять перед оплатой – правильно ли рассчитан зачет аванса и пытается ли подрядчик (по ошибке или умышленно) получить сумму большую, чем положено по условиям договора. Конечно, в итоге, в целом по договору, сумма, уплаченная подрядчикам, все равно будет равна сумме выполнения, но эти корректировки будут произведены позднее, в будущие периоды. А данные, предоставленные постфактум, не дают возможности своевременной оптимизации использования оборотных средств предприятия. Программа «АЛТИУС – Управление строительством» автоматически рассчитывает «зачет аванса» по каждому акту выполненных работ с заказчиками и подрядчиками, позволяет увидеть итоговые суммы ожидаемых платежей в целом по предприятию, и подробную, развернутую информацию по каждому объекту, контрагенту, договору, этапу договора. В условиях кризиса строительным компаниям особенно важно четко контролировать свои оборотные средства и не допускать их дефицита, т.к. банковские кредиты практически недоступны, а инвестиционная активность существенно снижена.
Если касаться области финансового планирования в целом, то стоит сказать, что в программе «АЛТИУС – Управление строительством» финансовые планы составляются полностью автоматически, т.е., нажав всего пару кнопок, можно увидеть на любой период времени вперёд какие суммы ожидаются от контрагента, какие платежи планируются. Причём изменение финансового плана при заключении новых договоров или корректировке существующих также происходит нажатием всего нескольких кнопок. Программа способна автоматически вносить корректировки в финансовый план, анализируя, какое количество денежных средств не получено, какие работы не выполнены в отчётном периоде. Программа автоматически произведёт корректировку на будущие периоды, выделяя и наглядно демонстрируя, что та или иная правка является перенесённой из ранее составленного финансового плана. При этом предыдущие данные сохранятся, и их можно будет проанализировать, оценивая всю историю фин. плана. Важно и то, что в программе финансовый план может быть составлен как по управленческим статьям, так и по статьям бюджета движения денежных средств.
Точный расчёт страховых (гарантийных, резервных) удержаний, которые стали обычной практикой в строительном бизнесе также возможно осуществить с помощью программы «АЛТИУС – Управление строительством». В договоре с заказчиком или с подрядчиком необходимо задать % страховых (резервных, гарантийных) удержаний, а также срок (в днях), по окончании которого предполагается возврат этих удержаний. При формировании актов с заказчиком или с подрядчиком программа автоматически рассчитает сумму удержаний в зависимости от указанного в договоре процента. Если в «константах строительства» настроено автоматическое формирование счетов заказчикам (или счетов от подрядчиков), то по данному акту программа автоматически создаст счёт, сумма которого будет рассчитана, как сумма акта за вычетом страховых удержаний и зачёта аванса. Если в документе «Акт» указать, что данный акт последний, то пользователю станет доступна возможность расчета возврата страховых удержаний. И на сумму возврата программа автоматически сформирует счёт с рассчитанной датой возврата. Финансовый план по объекту тоже автоматически учтёт и суммы страховых удержаний, и их возврат. В отчётах по взаиморасчётам с заказчиками и подрядчиками можно будет увидеть, как рассчитанные страховые удержания и их возврат, так и фактически полученные (от заказчика) или перечисленные (подрядчику) деньги.
Учитывая всё вышесказанное, можно убедиться, что немалая часть денежных средств строительных компаний, которая иногда пропадает, может быть сохранена. В формате строительного бизнеса любую возможную экономию нельзя назвать незначительной. Речь идёт вовсе не денежных крупицах, которые можно сохранить, а о значительных средствах, которые из года в год исчезают в неизвестном направлении.