26 мая в Высоко-Петровском мужском монастыре состоялся круглый стол “Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации”. Это мероприятие прошло в рамках к XIV Всемирного русского народного собора, посвящённого проблемам национального образования.
Во вступительном слове председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, епископ Зарайский Меркурий отметил, что предложенная Президентом Медведевым национальная инициатива “Наша новая школа” весьма точно отражает проблемы и требования современного образования. “Главные задачи современной школы –раскрытие способностей каждого ученика, воспитание гражданина своего Отечества, готового к защите высоких нравственных идеалов традиционной культуры нашей Родины, к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире”, - сказал епископ.
Конечно же, в Год учителя подобные обсуждения более чем уместны, однако участники Собора неоднократно подчёркивали, что упомянутые проблемы необходимо решать вне привязки к конкретной дате или программе, поскольку этого требует само общество. И здесь особую роль играют общественные просветительские объединения, образовательные структуры РПЦ и других традиционных религий, которые вносят значительный вклад в реализацию нововведений, ожидающих российскую школу.
“Эксперимент по внедрению преподавания в 4-5 классах общеобразовательной школы основ религиозных культур и светской этики ясно свидетельствует о том, что вопросы духовно-нравственного воспитания как никогда актуальны, - сказал владыка Меркурий. – Уже сейчас можно отметить главное достижение: опасения противников преподавания религии в школе относительно возникновения на этой почве межконфессиональных конфликтов не оправдались, дети и учителя воспринимают новый предмет совершенно нормально и здраво. И это не случайно, ведь истинное знание никогда не является источником вражды и противоречий, которые возникают от невежества и неумения ценить собственную духовную культуру. Однако и на этом останавливаться нельзя, необходимо создать целостную систему непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза”.
Несмотря на то, что столица не вошла в число 19 регионов, в которых проходит эксперимент по внедрению нового курса, это нисколько не мешает проводить очень большую работу в данном направлении. По словам начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Ирины Петруниной, власти города издавна сотрудничают с РПЦ и другими конфессиями, перенимая у них опыт духовно-нравственного воспитания детей. В 653 школах города, где обучаются порядка 13 000 ребят, введены курсы религиоведения, которые преподают высокообразованные педагоги. В Москве 25 православных негосударственных школ, и Департамент образования тщательно следит, чтобы посещающие их дети получали качественное образование. “Мы стараемся организовать свою работу так, чтобы действовать в тесном контакте с представителями религиозной общественности”, - сказала Петрунина. В частности, в городе проходят православные выпускные вечера, просветительские мероприятия, круглые столы, обсуждения религиозно-нравственных тем, благотворительные акции. Одна из них, которая называется “Подари книгу детям”, призвана помочь сиротам приобщиться к чтению. Стоит отметить, что Департамент закупил и бесплатно поставил в библиотеки 1800 школ 21 том Православной энциклопедии.
Первый заместитель министра образования Московской области Владимир ЧАЙКОВСКИЙ рассказал о том, как система образования региона реагирует на запросы общества. Программы духовно-нравственного содержания реализуются в более чем 900 школах области – как в обязательном порядке, так и в рамках факультативов. Около 60 000 детей имеют возможность регулярно посещать уроки “Духовного краеведения Подмосковья”, занятия “Духовной культуры”, а также многочисленные внешкольные мероприятия – Рождественские чтения, Пасхальные встречи и т.д. Очень своевременно прошла подготовка преподавателей, в чём неоценимую помощь оказали Московский государственный областной университет, Духовная академия и ряд других вузов.
Церковь всегда была заинтересована в сотрудничестве с системой образования. Но сейчас, в Год учителя, это взаимодействие усилилось и укрепилось. При этом, как отметил руководитель информационно-аналитического сектора отдела религиозного образования и катехизации РПЦ монах Максим (Однорал), для реализации президентской инициативы необходимо использовать самые последние достижения прогресса, не ставя их, однако, превыше всего. В деле духовно-нравственного образования и воспитания нужно активнее внедрять игровые технологии, создавая программы, с помощью которых дети могли бы в интерактивном режиме посещать те или иные храмы России, узнать о назначении предметов церковной утвари и облачения священника. Необходимо осваивать Интернет, открывая православные сайты знакомств и информационные порталы, создавая тематические сообщества в социальных сетях. При этом, ещё раз подчеркнул монах Максим, не стоит забывать, что игра не должна превращаться в страсть, мультимедийность в самоцель, а стремление угодить пастве – в навязчивую идею. В любом случае, “не церковь должна снисходить для человека, а человек должен восходить к церкви”.
Присутствующие на секции подтвердили, что проблемы необходимо решать. Однако сделать это можно только при коллективных усилиях заинтересованной общественности и при непосредственном участии первых лиц нашего государства. Духовно-нравственное воспитание теперь входит в стандарт образования, а это значит, что работа в данном направлении будет продолжаться и впредь.
2010 год объявлен в Российской Федерации Годом учителя. Основная цель Года учителя – повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе. В течение года по всей стране пройдут сотни мероприятий в поддержку российского учителя. Пресс-центр освещает мероприятия Года учителя, поддерживает информационные ресурсы в сети Интернет, посвященные Году Учителя, ведет системную работу с журналистами. Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ (www.agt-agency.ru)