Как превратить малый и средней бизнес из «младшего брата» нашей экономики – который словно бы существует сам по себе – в ее прочную основу, что давно сделано в цивилизованных странах? Ответ на этот важный вопрос искали 21 мая участники круглого стола, прошедшего на ВВЦ в рамках «Недели малого и среднего бизнеса-2010» - и не без успеха.
До сих пор догнать Европу и Америку, где в МСБ занято, по разным оценкам, от 65 до 85% трудоспособного населения, у нас никак не получалось. В России данный показатель составляет менее 50%. Нельзя не отметить, что в Москве ситуация несколько оптимистичнее: здесь насчитывается свыше 360 000 субъектов малого и среднего бизнеса, где трудятся около 7,5 миллиона горожан. Кстати, весь российский МСБ – это примерно 1 миллион предприятий различных форм собственности, и 30% из них работают в столичном регионе.
Экономисты бьют тревогу: все это означает, что на одного занятого в малом и среднем бизнесе в нашей стране приходится меньшая доля в ВВП, чем в большинстве стран мира – от развитых экономик до экспортёров сырья. Является ли это следствием унаследованной от СССР структуры распределения основных производственных фондов, высокой доли «теневых» доходов в выручке малых и средних предприятий – или дело в чем-то ином?
Впрочем, пока эксперты-теоретики спорят над этим вопросом, Правительство РФ прилагает все усилия для решения проблем малого и среднего бизнеса. По замыслу руководителей государства, МСБ должен стать той силой, которая сможет сократить безработицу и увеличить налоговые поступление в государственную казну.
Именно в этом ключе Союз Журналистов России и АНО «Центр социальных инициатив» при поддержке Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ провели во Всероссийском Выставочном Центре совместный круглый стол на тему «Проблемы развития малого и среднего бизнеса: пути преодоления». В итоге получился трехсторонний диалог государства, бизнеса и СМИ. Известные законодатели, ведущие журналисты и бизнес-лидеры обменялись мнениями и опытом, а также предложили новые эффективные способы реализации антикризисной программы развития малого и среднего бизнеса России.
С докладом о роли СМИ в поддержке МСБ выступил секретарь Союза Журналистов России Павел Гутионтов, ведущий эксперт Московской ассоциации предпринимателей Андрей Иванов коснулся специфики городских программ, поощряющих малый и средний бизнес. В свою очередь глава муниципального образования «Южное Бутово» г. Москвы Сергей Кулаков поделился успешном опытом развития малого и среднего предпринимательства в своем округе.
Выступление руководителя департамента по нормативному регулированию и связям с органами государственной власти группы компаний БАТ в России Максима Литвина было посвящено вполне конкретным практически вопросам. В частности, по его мнению, законодательные ограничения продажи табачных изделий в киосках и стационарных магазинах, имеющих площадь торгового зала менее 50 квадратных метров (а также в торговых предприятиях, не обладающих статусом юридического лица) возымели негативные последствия. Маленькие торговые точки потеряли солидный источник дохода, позволяющий иметь в ассортименте другие социально значимые товары – хлеб, крупы, сахар и т.д.
Круглый стол отработал по принципу «сказано – сделано». На основе его материалов был составлен аналитический отчет и подготовлены итоговые рекомендации, которые будут направлены для оперативного законодательного реагирования в Комитет по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ, а также в ключевые департаменты Минэкономразвития и Минрегионразвития РФ.