В этом году фестиваль, который проводится по инициативе и при поддержке главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, прошел уже в пятый раз и объединил больше 3 тысяч студентов архитектурных вузов.
«Открытый город» с самого начала задумывался как открытая неформальная площадка, где встречаются и обмениваются опытом разные заинтересованные стороны – учителя и ученики, опытные маститые архитекторы, состоявшиеся бюро и начинающие специалисты, девелоперы и городские институты. Обмен знаниями, мнениями и творческой энергией предполагался по всем направлениям, и эта идея в очередной раз доказала свою жизнеспособность.
Благодаря онлайн-формату в этом году в фестивале, организованном Москомархитектурой, приняли участие студенты не только из Москвы, но и из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа, Самары, Перми. Больше 300 заявок было подано на участие в воркшопах и конкурсах фестиваля. С апреля по октябрь было проведено 6 воркшопов, 9 онлайн- и офлайн-дискуссий.
Темой этого года стала «Устойчивая архитектура и градостроительство в условиях нестабильного мира, природных катастроф и растущих мегаполисов».
Мероприятия «Открытого города» освещали центральную тему фестиваля в разных ракурсах и аспектах – от big data и зеленого строительства до гейм-дизайна, работы с культурным наследием и адаптации городов к изменениям.
Исследования и дискуссии
Исследование, проведенное в рамках «Открытого города», было посвящено городской устойчивости. Анастасия Железнова, основатель лаборатории городских исследований и брендинга Studio Moscow, Петр Образцов, архитектор французского бюро Bouchaud Architectes, и Татьяна Орешкова, консультант по устойчивому развитию, магистр AMD Berlin, представили лучшие мировые примеры экокварталов и городских «зеленых» стратегий. Анализ открытых данных и локальных вызовов стали основой для рекомендаций по созданию стратегии устойчивого развития для Москвы. Направления, на которых, по мнению авторов исследования, стоит сфокусироваться городу, – повышение уровня осведомленности горожан о городских проблемах, создание образовательных программ по устойчивому развитию и введение методики оценки экологического следа и экоэффективности для проектов зданий и городского благоустройства.
В ходе онлайн-дискуссии Like a Nature российские и иностранные эксперты в области ландшафтной архитектуры, урбанистики и городской экологии обсудили, как закон и государство должны стимулировать жителей и девелоперов к сохранению и развитию природных оазисов в зонах застройки и сколько на самом деле стоит природа в городе.
Воркшопы. Ключи от города будущего: экологичность, резилентность, автономность, связность, открытость, технологичность.
Поиску решений для перенастройки города из потребителя ресурсов в систему циркулярной экономики, устойчивых связей и процессов были посвящены и воркшопы, проходившие в рамках «Открытого города». Кураторы – Институт Генплана Москвы, архитектурные бюро ABD Architects, Arteza, Asadov, Kleinewelt Architekten, Wowhaus – и участники воркшопов попытались ответить на вопрос: из какой логики сегодня должен действовать архитектор, проектируя объекты и целые города, – логики изобилия или ограниченности ресурсов?
Второе оказалось ближе всего идее воркшопа Recycle Arch бюро Wowhaus. Привлечь внимание к проблеме строительных отходов и возобновляемых ресурсов решено было созданием интерактивной инсталляции «Мусорная Золушка». По замыслу участников воркшопа, этот проект, который планировалось реализовать к выставке «Открытого города», показал бы объем проблемы и то, что решить ее в одиночку невозможно: должны включиться все, и шаг за шагом, гранула за гранулой мусор бы постепенно исчез с лица Москвы.
Фантазийные, но остроумные идеи по адаптации городских объектов к природным и социальным катаклизмам предложили участники воркшопа ABD Architects. В частности, проект модуля, в котором сразу заложено 4 функции: кафе, музея, приюта и склада. Весь необходимый функционал – от столов со скамейками (кафе) до полок (музей) –прикреплен к вращающемуся объему, который достаточно просто провернуть в нужный момент, чтобы изменить назначение и наполнение пространства.
Связности зеленых прогулочных маршрутов и проработке проблемных зон в долине реки Яуза был посвящен воркшоп Института Генплана Москвы. Студентами были предложены решения, как открыть для сквозного движения территорию Ростокинской фабрики, включив ее в ткань города, как обыграть небезопасные пространства под мостами или рустованные бетонные заборы ПО2: либо спрятав их за растительностью и покрыв «зелеными граффити», либо, наоборот, подчеркнув ярким цветом и артом.
Заборы и «стыки территорий» современной Москвы стали объектом воркшопа компании Arteza. Проанализировав структуру и потенциал территорий закрытых социальных объектов, студенты попыталась разрушить границы между объектами и городом, не обособляя их, а включая в городскую ткань.
Семь автономных и непохожих друг на друга микрогородов для жизни, работы и творчества предложили участники воркшопа бюро Asadov. Одним из самых ярких стал Memory City – плавучий город-память на месте затопленной при создании Рыбинского водохранилища Мологи, который на манер юго-восточных азиатских городов дрейфует на воде: с рынками, домами, маяком, своими силуэтами и месторасположением, отсылающими к истории.
Самым фантазийным, отменившим законы и ограничения физического мира стал воркшоп бюро Kleinewelt Artchitekten. Участники исходили из того, что все в нашем мире постоянно меняется. То, что сегодня кажется константой, в будущем, возможно, не будет существовать. Поэтому в их идеальных городах можно телепортироваться, иметь внутри города черную дыру и перемещаться сквозь пространство и время.
Эксперты и жюри
В экспертный совет фестиваля в этом году вошли: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Ирина Кузнецова (Москомархитектура), Юлий Борисов (UNK projects), Елена Гонсалес (Марш Лаб), Александр Цимайло, Николай Ляшенко и Ольга Сытник («Цимайло, Ляшенко и партнеры»), Юлия Бурдова (Buromoscow), Михаил Бейлин (CitizenStudio), Антон Бондаренко (Apex), Рубен Аракелян (Wall), Юлия Ардабьевская (Saga), Анастасия Железнова (StudioMoscow), а также Иван Колманок (AI-architects); Виктория Раубо и Елена Струговец (Apex); Мария Покровская (Марш); Мария Могилевцева-Головина («Сити XXI век»).
Победители
Победителями фестиваля по итогам защиты воркшопов стали Ксения Королева из УГАХУ (воркшопы Asadov и Kleinewelt), Анна Егорчева и Екатерина Смирнова, МАРХИ (Kleinewelt), Елена Тюдина, НИУ МГСУ (Asadov), Валерия Мастюкова, СПбГАСУ (Arteza), Алена Цыганова, НИУ МГСУ, Дарья Копылова и Елена Скакунова, МАРХИ (воркшоп НИИ Генплана).
Победители по итогам портфолио-ревю – Елизавета Абдуллаева и Дарья Гридина, МАРХИ.
Лучшими дипломами выпуска 2020 года признана совместная работа Анастасии Сибгатуллиной и Алексея Устинова, МАРХИ.
Победителей наградили образовательной поездкой в Краснодарский край, которая стала возможной благодаря поддержке официальных партнеров фестиваля – девелоперской компании «Сити-XXI век» и проектного бюро Apex.
Секреты успеха
Онлайн-марафон «Свое бюро», прошедший во второй день фестиваля, представил 15 молодых архитектурных практик. Успешные молодые архитекторы – Liphart Architects, Orchestra.Design, dot.bureau, А2М, аЗон, Cedra, NZ Group, «Проектная группа 8», Vosduh, WE Architects, «Схема», «Планета 9», BuroZavod, MAParchitects, KET бюро – продемонстрировали широкий спектр интересов и областей приложения творческих сил, рассказали о своем становлении в профессии и источниках вдохновения.
К примеру, Семен Липгарт, автор таких масштабных проектов, как жилая триумфальная арка и ЖК «Ренессанс» в Санкт-Петербурге, находит вдохновение в архитектурных фантазиях 20-30-х годов прошлого века. Творческая переработка и переосмысление их стала основой узнаваемого стиля бюро Liphart Architects.
А Дмитрий Смирнов, сооснователь «Проектного бюро 8», вместе с Надеждой Снегиревой открыл, по сути, новую профессию в России – специалист по соучаствующему проектированию. Начинали ребят с небольших проектов средового активизма, сейчас у них в портфолио больше 60 городов и больше 200 проектов развития комфортной среды.
Любовь к театральному пространству у Натальи Зайченко (бюро NZ Group) вылилась в проектирование форумов, выставок и других мероприятий. Среди удачных образцов ее «интерьерного урбанизма» – фестиваль «Интермузей» в Манеже, выставка Сикорского на ВДНХ, Форум стратегических инициатив, выставка Давида Бурлюка в Музее русского импрессионизма.
По мнению участников онлайн-марафона, молодое бюро как можно чаще должно участвовать в профессиональных конкурсах, уметь разговаривать с главами территорий, с профессионалами, с простыми жителями, тщательно формировать портфолио, оттачивать стиль, учиться у более опытных коллег. Залог последующего успеха – способность реагировать на изменение экономической ситуации, гибкость, умение сменить формат, масштаб.
Паблик-ток с главным архитектором Москвы
Городская гибкость и городская устойчивость стали предметом дискуссии, завершившей фестиваль. Главный архитектор Москвы, куратор фестиваля Сергей Кузнецов, руководитель архитектурной мастерской бюро APEX Антон Бондаренко и заместитель главного редактора Forbes Russia Анастасия Карпова обсудили взаимные ожидания Москвы и москвичей: какие привычки предстоит выработать горожанам, чтобы самим быть «устойчивыми» и адаптивными к неизбежным и стремительным изменениям и интенсивному росту.
Записи всех мероприятий фестиваля доступны на YouTube (https://www.youtube.com/channel/UCHbht3306baXyV7VhcL_3fw?view_as=subscriber).