По подсчетам ProPersonnel, сокращение рынка труда в отрасли товаров и услуг массового спроса в России к концу 2020 года достигнет 5-20%, а его восстановление может затянуться на несколько лет. Помимо пандемии коронавируса, на отрасль влияют внедрение искусственного интеллекта, дистанционные продажи, роботизация. Всё это приведет к исчезновению ряда профессий. О пяти самых вероятных кандидатах на исчезновение рассказывают эксперты ProPersonnel.
По подсчетам аналитиков ProPersonnel, на рынке труда в отрасли товаров и услуг массового спроса (Fast Moving Consumer Goods, FMCG) по итогам текущего года спрос на специалистов снизится на 30-50% после пандемии коронавируса. С одной стороны, санитарные ограничения заставили владельцев бизнеса внедрять дистанционные и роботизированные форматы продаж. С другой стороны, активная автоматизация повлияла на бэкофис разных предприятий. По большей части сокращение спроса затронет пять следующих профессий в FMCG.
1. Продавец-консультант
Согласно исследованию Всемирного экономического форума и профессиональной соцсети LinkedIn, продавец-консультант была самой быстро исчезающей профессией в сфере потребительских услуг еще до пандемии, как показало глобальное исследование в 2013-2017 гг. Основная причина – развитие электронной коммерции, которая перенаправила многих покупателей в онлайн и усилила значение компаний, доставляющих товары (Amazon, Aliexpress, Ozon и т.п.). Выпадающим звеном в этой схеме стал продавец-консультант.
Во-первых, отпадает необходимость в технических обязанностях продавца-консультанта – подобрать, показать, принести, унести подходящий товар. Теперь поиск товара зависит от качества веб-сервиса, понятности и лаконичности описаний товаров на сайтах.
Во-вторых, интернет заменил консультационную услугу продавца. Покупатель сейчас составляет мнение на основе прочитанных в сети статей, обзоров или отзывов других клиентов.
Особенно исчезновение продавцов-консультантов затронет ретейл, продажи технически простой продукции, одежды, особенно люксовых брендов, стройматериалов, книг и т.п. Эксперты ProPersonnel полагают, что в будущем продавцы-консультанты смогут использовать свои знания психологии потребностей покупателей в поддержке и формировании онлайн-продукта.
2. Кассир
Вторая профессия в ретейле, которая фактически пропадает прямо сейчас, – это кассир. Безналичный расчет и бесконтактная оплата значительно упростили повседневные покупки и контроль личных расходов. При этом автоматизированные кассы и станции самообслуживания уже стали обычным явлением в сетях супермаркетов «Вкусвилл», «Магнит», «Ашан», а также в ресторанах быстрого питания, таких как Mcdonald's, KFC, Burger King. В перспективе автоматизированные кассы будут совершенствоваться: ими можно будет управлять голосом (особенно актуально в период пандемии), также они научатся идентифицировать документы клиента для продажи товаров с ограничениями по возрасту.
С точки зрения перспектив трудоустройства и адаптации к новым реалиям, позиции кассиров на рынке труда слабые. Как правило, эта профессия не требует серьезной квалификации, часто на этой должности заняты пожилые люди. Учитывая массовый характер профессии, потребуются государственная и корпоративная поддержка переквалификации таких специалистов.
3. Бухгалтер и финансист начального уровня
В период пандемии для многих компаний обострилась проблема оптимизации издержек. Одним из её путей стала замена специалистов с рутинными и повторяющимися операциями. В частности, этот тренд затронул бухгалтеров и финансистов начального уровня. Для их замены подчас было достаточно внедрения более совершенного программного обеспечения и электронного документооборота. Способствует уменьшению спроса на бухгалтеров и совершенствование механизмов госуслуг и взаимодействия с пенсионным фондом, соцстрахом, статистикой и т.п.
В то же время эксперты ProPersonnel прогнозируют, что часть высококлассных специалистов в этих сферах всё-таки сохранят свои позиции, но для этого им нужно будет освоить новые технологии, скажем, в сфере финтех, либо переквалифицироваться.
4. Менеджер по продажам
Развитие дистанционных технологий продаж приведет к исчезновению или сокращению числа менеджеров по продажам. Прежде всего это затронет сферу услуг: туризм, недвижимость, консалтинг, образование и т.п. Удаленная связь с клиентом через видеоконференции, презентация продукта онлайн, в том числе с использованием технологий 3D-моделирования, виртуальной и дополненной реальности, использование онлайн-оплаты позволяют заметно сэкономить время эффективных менеджеров по продажам, увеличив поток клиентов.
В более долгосрочной перспективе менеджеров по продажам полностью вытеснят технологии искусственного интеллекта и обработки больших данных. В совокупности эти инструменты будут лучше анализировать потребности клиентов, выявлять реальных покупателей, быстрее аккумулировать и обрабатывать аналитику по потребителям, причем по таким признакам, которые человеку недоступны (анализ мимики лица, тона голоса покупателя и т.п.).
5. Оператор колл-центра
Сокращения ожидают и операторов колл-центров. Основная причина – роботизация их труда и развитие онлайн-продаж. Уже сегодня роботы применяются для обзвона в ходе маркетинговых, социологических исследований, в простых рекламных компаниях, холодных звонках. В этом году «Сбер» начал внедрять роботов для обработки входящих звонков в рамках клиентского сервиса. Со временем роботы будут становиться умнее и смогут заменять операторов колл-центра в сопровождении и обслуживании постоянных клиентов. Впрочем, телефонные продажи полностью роботизированы в ближайшие годы не будут, особенно если речь идет о сложном продукте или услугах, скажем, о юридических, медицинских или инвестиционных консультациях.
«Как видим, в продажах товаров и услуг массового спроса грядет революция машин, которую ускоряет пандемия коронавируса и оптимизация бизнеса, – говорит Татьяна Долякова, основатель агентства ProPersonnel. – Под угрозой специалисты с ограниченным и механистичным функционалом, чья работа легко поддается автоматизации. В таких условиях HR-менеджерам нужно менять подходы к поиску и развитию сотрудников с новыми компетенциями и новой клиентоориентированностью. При этом имеющихся специалистов нужно будет переобучать и адаптировать к новым технологиям, к взаимодействию с машинами и роботами (около 28% бизнеса в FMCG уделяют этому внимание). В остальном, пытаться сохранять отживающие свой век профессии в FMCG нет смысла. Можно отбросить некоторую часть профессий за ненадобностью. Кто хочет всю жизнь быть кассиром? Мы должны думать о людях, а не о профессиях. Поэтому в ближайшие годы мы столкнемся скорее не с кризисом занятости, а с кризисом смысла работы».