13 ноября 2020 года в рамках XXII международной молодежной научно-практической конференции «Молодежь в XXI веке» кафедра Математики и прикладной информатики провела круглый стол «Современные тенденции подготовки IT-специалистов с учетом требований рынка труда на основе профессиональных стандартов».
Предпосылки проведения круглого стола связаны с подготовкой кафедрой бакалавров по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика» по новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3++), который обязывает вузы при разработке образовательных программ применять профессиональные стандарты.
Таким образом, целью круглого стола являлась реализация вовлеченности профессионального сообщества в процесс обсуждения профессиональных компетенций выпускников, структуры и наполнения образовательной программы.
Экспертами круглого стола выступила целая команда представителей профессионального сообщества по направлению подготовки «Прикладная информатика» в составе:
Турдыев В.А. – программист ГКУ «Инфогород», г. Москва.
Белов А.Е. – начальник отдела ИТ сервисов и инфраструктуры ПАО НК Роснефть, г. Нижневартовск (АО НижневартовскНИПИнефть).
Запрягаев Р.А. – заместитель начальника по информатизации образования МКУ «Управление образования» г. Рубцовска.
Траченко И.Н. – системный инженер Муниципального унитарного троллейбусного предприятия г. Рубцовска.
Черепенин Д.А. – главный программист КГБУЗ «Онкологический диспансер г. Рубцовска».
Участниками круглого стола на стороне вуза выступили: и.о. директора Рубцовска (института) филиала) АлтГУ Рева Д.П., преподаватели и студенты кафедры МиПИ во главе с руководителем образовательных программ по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» Анисимовым К.Г.
Общение с экспертами проходило в режиме видеоконференцсвязи, но это не помешало участникам эффективно и плодотворно обсудить все поставленные вопросы, обобщить мнения и выработать определенные решения.
Участники круглого стола обсудили целый ряд вопросов:
Какие достижения выпускников представляют при трудоустройстве особую ценность?
Каких профессиональных умений и навыков не хватает выпускникам образовательной программы по направлению подготовки «Прикладная информатика»? Другими словами, какие компетенции, сформулированные на основе трудовых функций, включенных в профессиональные стандарты, необходимо формировать при реализации образовательной программы?
Что излишнее присутствует в программе подготовки выпускников образовательной программы по направлению подготовки «Прикладная информатика»?
Считаете ли вы необходимым корректировать цели и структуру образовательной программы по направлению подготовки «Прикладная информатика» (переориентировать программу, наполнить её другими профессиональными компетенциями и др.)?
Достаточно ли то взаимодействие между вузом и работодателями, которое существует в настоящее время, или его нужно расширять? Каким образом?
Студентам кафедры, обучающимся сейчас по направлению подготовки «Прикладная информатика», особенно интересны были следующие вопросы:
Каковы возможности для совмещения учёбы с работой (по профилю) – это поможет для дальнейшего трудоустройства, повредит учёбе или другое?
Реализуется ли в организации повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка принимаемых молодых специалистов (а также уже работающих сотрудников)?
Насколько реализованы ожидания принимаемых молодых специалистов в карьерном росте и повышении заработной платы?
Кроме этого, студенты просили уже состоявшихся профессионалов поделиться своим опытом трудоустройства и дальнейшего карьерного роста после окончания вуза, что эксперты охотно сделали.
В результате участниками круглого стола было выработано следующее решение:
Продолжить организацию сотрудничества с профессиональным сообществом и работодателями по направлению подготовки «Прикладная информатика».
Совершенствовать механизм мониторинга профессиональных траекторий студентов и выпускников кафедры с использованием средств информатизации.
Приоритетными направления сотрудничества считать:
взаимодействие по вопросам разработки содержания образовательной программы, рабочих программ дисциплин с учётом постоянно изменяемых требований рынка труда и профессиональных стандартов;
вовлечение работодателей в процесс мониторинга и оценки образовательных программ;
демонстрация (продвижение) работодателям возможностей кафедры по научно-практическим разработкам;постановка от работодателей реальных задач для решения (кейсы) для их дальнейшего рассмотрения в рамках учебного процесса.