Сегодня по инициативе фестиваля научно-технического творчества детей и молодежи «От винта!» (действует под эгидой Минпромторга России) в пресс-центре ИА «Общественная служба новостей» состоялся медиа-стол «Инженеры Победы: историческая преемственность». На нем были подведены итоги реализации первого этапа международного проекта «Инженеры Победы». В настоящее время около 100 предприятий и частных лиц принимают участие в проекте. Сбор заявок продолжается.
В медиа-столе приняли участие потомки великих инженеров, приближавших Победу, представители общероссийской организации «Офицеры России», общероссийской общественной организации «Деловая Россия», фестиваля «От винта!», партнеров проекта, а также ведущие военные историки и участники проекта. Мероприятие прошло в смешанном формате – некоторые участники связались с площадкой по видеосвязи.
В рамках проекта «Инженеры Победы» на портале Национальной электронной библиотеки (оператор – Российская государственная библиотека) создан раздел, на котором размещаются истории предприятий и инженеров, «ковавших» победу в тылу во время Великой Отечественной войны. В настоящее время в проекте уже принимают участие около 100 предприятий и частных лиц, среди которых: Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация, холдинг «Вертолеты России», АО «Роскартография», Горьковский автозавод, НИТУ «МИСиС», ФГУП ГНЦ РФ «НАМИ», Магнитогорский металлургический комбинат, предприятия «Роскосмоса», «Трансмашхолдинга», госкорпорации «Ростех» и многие другие. Количество участников постоянно растет.
Как сообщили во время медиа-стола представители фестиваля «От винта!», основная цель проекта – увековечение подвига трудовых коллективов промышленных предприятий, в тяжелейшие годы отечественной истории сумевших выстоять и победить, приближая час триумфа своим каждодневным, изнурительным, но продуктивным трудом.
Председатель президиума общероссийской организации «Офицеры России», Герой России, генерал-майор Сергей Липовой в своем приветственном слове отметил важность проекта. По его словам, сейчас, когда вспоминают о Великой Отечественной, зачастую заостряют внимание на подвигах, совершенных на фронте, что правомерно и немаловажно. Но другой неотделимой частью нашего пути к Великой Победе является труд в тылу, работа, которая помогала приблизить окончание войны, деятельность конструкторов, инженеров, предприятий, целью которой был разгром врага.
Участники дискуссии выступили с докладами на тему исторической ретроспективы достижений промышленности. В частности, вице-президент «Деловой России» Лариса Покачалова рассказала о Московском шинном заводе, рожденном в годы войны, на котором она начинала свой трудовой путь. Правнук авиаконструктора Владимира Петлякова - создателя легендарных Пе-2 и Пе-8 - Михаил Лысаченко поделился планами создания музея, посвященного этим уникальным машинам. Как руководитель спецпроектов «Лаборатории Касперского», он особо отметил актуальность проекта «Инженеры Победы», реализованного в цифровом варианте.
Военный историк Борис Юлин рассказал об уникальной технологии автоматической сварки, разработанной Евгением Патоном. Эта технология помогла увеличить производство танков Т-34. За годы войны суммарная длина сварного «шва Патона» на танках составила более 6000 километров, т.е., - расстояние от Москвы до Хабаровска.
Сын одного из пионеров ракетостроения в нашей стране Валентина Глушко, Александр, ставший ведущим экспертом по особо важным историческим расследованиям, поведал о дружбе отца с Георгием Лангемаком, выдающимся конструктором, который в предвоенные годы был одним из создателей бесствольных систем полевой реактивной артиллерии – будущей легендарной «Катюши». К сожалению, Лангемак был репрессирован по ложному доносу в 1938 году. Один из продолжателей его дела - Валентин Глушко, который впоследствии стал одним из родоначальников ракетной отрасли в СССР.
Особенно участникам медиа-стола запомнилось выступление ученика 5 «Б» Второй Новосибирской гимназии Тимофея Кальяка. Свою работу, которая также представлена в проекте «Инженеры Победы» на портале НЭБ, он посвятил изучению малоизвестных страниц биографии трижды Героя Советского Союза, маршала авиации, одного из прославленных асов Второй мировой Александра Покрышкина. Как выяснил юный исследователь (земляк героя), Покрышкин много времени уделял усовершенствованию самолетов, на которых летал и бил врага. Его рацпредложения спасли не один десяток жизней советских пилотов.
По мнению участников медиа-стола, проект «Инженеры Победы» имеет большой потенциал для развития, а также географического расширения и популяризации – особенно, среди молодежи.
Магнитогорск Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.