Уровень утилизации кредитных карт за год снизился на 5,8 процентных пункта – до 48,5%. Это минимальное значение с февраля 2015 г, когда оно составляло 46,8%. Уровень утилизации показывает, насколько полно в среднем пользователи кредитных карт расходуют свой кредитный лимит. Например, если человек с кредитным лимитом 10 тыс. руб. потратил 4 тыс. руб., его уровень утилизации составил 40%.
На уровень утилизации обычно доминирующее влияние оказывают доходы населения. При этом его снижение может говорить не только о достаточности собственных средств заемщиков, но и об опасениях наращивать долг в условиях невозможности его погашения. В текущей ситуации ускорение нисходящей динамики было заметно в последние месяцы, когда прошел пик экономического спада, вызванного пандемией, и возобновился рост доходов населения. При этом ситуация с занятостью уже не вызывает такой серьезной озабоченности, как весной. Благодаря этому стало возможно достижение минимального за последние пять лет значения.
В региональной разбивке противоречий общей тенденции нет. Но за прошедший год здесь сменился лидер – вместо Москвы, занявшей второе место с 38%, минимальны уровень зафиксирован в Ямало-Ненецком АО (37,1%). Далее с отрывом в несколько процентных пунктов идет Московская область, Санкт-Петербург и Ханты-мансийский автономный округ. Самый высокий уровень утилизации – 77,6% - показан в Республике Тыва. Здесь заемщики предпочитают тратить самую большую в России долю кредитного лимита.
«Видно, что самый низкий уровень утилизации отмечается в регионах с высокими доходами. Столицы и Московская область здесь в явных лидерах. Однако годовая динамика показывает, что многие субъекты быстро снижают долю использования лимитов кредитных карт. Особенно заметно это в тех регионах, которые за последний год показали быстрый рост средних зарплат – Чукотский АО, Дагестан, Карачаево-Черкесская республика. Поэтому снижение общего уровня утилизации в России можно рассматривать как свидетельство уменьшения кредитных рисков в банковской системе России», - комментирует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Инфографика на сайте НБКИ.