При этом в 2020 году этот показатель, напротив, вырос на 2,6 п.п., вернувшись к уровню начала осени прошлого года.
По информации 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июле 2020 года доля просроченной задолженности свыше 30 дней по потребительским кредитам к общему объему действующих кредитов данного типа составила 16,8%, снизившись за год на 0,7 процентного пункта (п.п.) (в июле 2019 года – 17,5%).
При этом наиболее существенное снижение доли просрочки по потребительским кредитам за прошедший год было отмечено в конце 2019 года (в декабре 2019 года – 14,2%). Вполне вероятно, что резкое сокращение доли просрочки в 4 квартале 2019 года было связано с передачей банками по цессии ряда «плохих портфелей». Таким образом, за 7 месяцев 2020 года показатель просроченной задолженности по потребительским кредитам вырос на 2,6 п.п., фактически вернувшись к уровню начала осени 2019 года.
В свою очередь, средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по потребкредитам в июле 2020 года составил 632 балла (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов).
В июле 2020 года самые низкие значения доли просрочки свыше 30 дней по потребкредитам (среди 30 регионов-лидеров по объему задолженности по действующим кредитам данного типа) были зафиксированы в Ханты-Мансийском АО (9,0%), республиках Саха (Якутия) (13,7%) и Татарстан (13,9%), а также в Москве (14,1%) и Санкт-Петербурге (15,5%).
В июле 2020 года динамика просрочки по потребительским кредитам в регионах страны носила разнонаправленный характер. При этом наиболее существенное сокращение доли таких кредитов (среди 30 регионов-лидеров по количеству действующих кредитов данного типа) по сравнению с июлем 2019 года было отмечено в Иркутской области (-6,6 п.п.), Республике Саха (Якутия) (-5,7 п.п.), а также в Хабаровском (-4,1 п.п.), Красноярском (-3,0 п.п.) и Приморском (-2,8 п.п.) краях. В то же время, в ряде регионов доля просрочкой по потребкредитам за прошедший год выросла, в том числе, в Алтайском (+1,6 п.п.), Краснодарском (+1,6 п.п.) и Ставропольском (+1,5 п.п.) краях, а также в Самарской (+1,3 п.п.) и Саратовской (+1,2 п.п.) областях. В Москве данный показатель за год вырос на 0,7 п.п., а в Санкт-Петербурге, напротив, сократился - на 0,6 п.п..
«Банки продолжают тщательно контролировать ситуацию с кредитными рисками своих клиентов, в том числе, в сегменте необеспеченного потребительского кредитования, - считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Так, кредитные продукты, как правило, предоставляются гражданам с достаточно высоким значением персонального кредитного рейтинга (ПКР). В свою очередь рост просрочки, отмеченный в 2020 году, во многом объясняется экономическими последствиями пандемии коронавируса. Кроме того, возможно это результат чисто математического эффекта – роста в «карантинный» период доли «плохих» старых кредитов при падении выдачи «новых» займов. В этом смысле весьма полезными и своевременными оказались мероприятия государства по реструктуризации кредитов граждан. Благодаря этому просрочка в необеспеченном кредитовании в настоящее время по-прежнему находится на достаточно приемлемом уровне».
Инфографика доступна на сайте НБКИ.