На интернет-площадке радио «КП» 24 июля состоялась очередная «Деловая пятница» на тему: ««НеВЭДомо куда. Что сделать, чтобы стать экспортером и заработать на этом?»
Готов ли малый и средний бизнес России заниматься экспортной деятельностью? Что для этого нужно? Что нужно сделать, чтобы отправить товар за границу? Насколько это сложный процесс? Эти и другие вопросы стали предметом диалога деловой встречи.
В мероприятии приняли участие:
- Лилия Щур-Труханович, Начальник отдела, департамент развития и регулирования ВЭД Минэкономразвития РФ;
- Станислав Георгиевский, Вице-президент АО «РЭЦ»;
- Илья Микин, Глава российского представительства iHerb;
- Михаил Акишин, Заместитель начальника Службы организации таможенного контроля ЦТУ;
- Антон Скоробогатов, Генеральный Директор ООО «Парабола» (Эксклюзивный дилер компании-производителя «Класс-Инжиниринг»);
- Максим Савинков, Директор компании СиСорт
- Владимир Виноградов, руководитель департамента развития экспорта и новых направлений бизнеса АО «Почта России».
Лилия Щур-Труханович рассказала об общей ситуации с развитием экспорта в России: «Фокус государства на экспорте услуг сосредоточен с 2018 года. Сегодня мы понимаем, что 28,6 % ВПП составляет экспорт товаров, и эта доля постоянно растет. Мы приняли стратегию развития экспорта до 2025 года и свою работу делим на два направления: регуляторная среда (принятие необходимых актов, упрощающих все процессы, исключающих в том числе излишнюю документацию и дублирование); меры по финансовой поддержке (пакет сервисов, включая субсидии и кредитование). Российский экспортный центр – ключевой и наиболее надежный наш партнер, занимающийся в том числе цифровизацией.»
Илья Микин в своем выступлении отметил заметный рост интернет-коммерции в России, в том числе в период пандемии. «У России есть все возможности, чтобы продавать свою продукцию во все страны мира, но важно занять достойное место, предоставляя качественный товар в какой-то из категорий, как это сделали, например, Китай или Южная Корея. Первый специализируется на поставках электроники и одежды, вторая – на косметике», - пояснил Илья Микин. Однако по словам эксперта, соотечественникам еще не хватает компетенции в области маркетингового продвижения, экспертизы и знаний, «куда бежать и как что делать», хотя десятки заявок из всех регионов страны ежедневно поступают на площадку представительства iHerb в России.
Максим Савинков поддержал беседу, заявив, что его компания продает продукцию в 27 стран вплоть до африканских (Лимипопо). И в действительности экспортировать сейчас намного легче, чем это представляется начинающим бизнесменам. «Многие барьеры у нас в голове. Государство в настоящее время активно поддерживает экспортную деятельность, помогая устраивать выставки, упрощая доставку товара и ее сертификацию. Экспортная деятельность – это 198 культур. Где-нибудь ваша продукция и пригодится!», - уверил спикер.
Станислав Георгиевский подтвердил, что основания для оптимизма есть: «РЭЦ старается максимально упростить организацию механизма экспорта, решая все необходимые операционные задачи на каждом уровне и создавая удобный для пользователя программный продукт. Чтобы заработать на экспорте, нужно выиграть конкурентную борьбу и преодолеть барьеры – информационный (получить необходимые знания), административный (получить сертификат), финансовый. И мы создаем комплекс мер, чтобы помогать осуществлять все эти задачи. Так, при РЭЦ действует «Школа экспорта», которая учит правильно подходить к организации экспортной деятельности. Мы также предоставляем аналитический и информационный сервис. Кроме того, помогаем получить кредит и страховку от экспортных рисков.»
На мероприятии были обозначены возможные направления для наиболее успешной экспортной деятельности российских бизнесменов: продукты питания и сельскохозяйственное сырье; товары легкой промышленности (одежда, обувь); фармацевтика; машиностроение.
Со своей стороны, Антон Скоробогатов отметил, что для начала необходимо переломить старый стереотип, бытующий на внешнем и внутреннем рынке – «что сделано в России, сделано плохо». И нужно всем вместе работать над репутацией российских компаний.
И «Почта России», которая стала намного быстрее и надежнее, многим может оказаться весьма кстати, помогая в доукомплектации пакета документов для экспортной торговли. Как сообщил Владимир Виноградов, прямо на сайте, в личном кабинете, каждый желающий может с нулевым НДС оформить заявку на доставку товара, а таможня довершит процесс, освободив предпринимателя от разрешительной волокиты.
Михаил Акишин рассказал, что и таможенная система вместе со всем миром претерпевает серьезную реорганизацию, конечным и желаемым итогом которой станет полная цифровизация, способная значительно облегчить предпринимательству и торговле. Уже сейчас таможенную декларацию можно подать в электронном виде. «Вся нормативно-правовая база по каждой категории товаров уже выложена на сайте», - уточнил Михаил Акишин.
Таким образом, Россия на пороге больших перемен.
Как всегда, наша дискуссия в режиме онлайн транслировалась в YouTube, Facebook (Запрещенная в РФ организация) и Вконтакте. Любой человек мог задать присутствующим спикерам свой вопрос.