Сегмент недвижимости бизнес-класса в 1 полугодии 2020 года показал хорошую динамику - на рынок вышло 5 новых проектов, также начались продажи в новых корпусах уже строящихся объектов. «Несмотря на нестабильную ситуацию в стране, девелоперская активность остается на высоком уровне, что говорит о здоровом рынке, который не обладает высокой волатильностью в зависимости от состояния экономики», - комментирует ситуацию Александр Шибаев, директор департамента консалтинга и аналитики Kalinka group.
С января по июнь рынок пополнился пятью новыми проектами:
- ЖК Dialog (Центр-Инвест) Большая Спасская ул., д. 35, 170 квартир;
- ЖК «Новоданиловская 8» (Самолет Групп) 1453 квартир и апартаментов;
- ЖК CityBay (MRGroup) Волоколамское ш., д.93-95, 1589 квартир;
- ЖК TopHills (Ingrad) Электролитный пр-д, вл. 7а, 1208 квартир;
- ЖК Настоящее (Центр-Инвест) Винницкая ул., 8, 1806 квартир.
Также стартовали продажи в новых корпусах комплексов:
- «Серебряный фонтан» (корп. 3);
- WestGarden (корп. 5);
- Headliner (оч. 3, корп. 6, 7);
- «Сердце столицы» (корп. 8);
- «ЗИЛАрт» (оч. 2, лоты 9, 10, корп. 15);
- RiverSky (корп. 1);
- «Событие» (корп. 2, 3);
- «Резиденции архитекторов» (оч. 3, корп. 1);
- «Метрополия» (оч. 2, корп. А);
- «Квартал на набережной Now» (корп. 2.4, 2.5);
- «Сердце Столицы» (корп. ЖД-9);
- «Символ» (корп. 15);
- «Ай Лав» (корп. 5).
В структуре предложения по типу недвижимости эксперты Kalinka Group отмечают преобладание формата квартир (71%). На долю апартаментных комплексов приходится около 25% рынка, а 4% комплексов предлагают покупателям квартиры и апартаменты в составе одного проекта.
Спрос: движение к большим площадям
По подсчетам аналитиков компании, на первичном рынке жилой недвижимости бизнес-класса Москвы за первые полгода было заключено 6173 сделки (≈388 тыс. кв. м), что на +3% больше соответствующего показателя 2019 года.
По словам Шибаева, подобно сегменту элитного жилья, эпидемиологическая ситуация связанная с COVID-19 и девальвацией рубля послужили дополнительным импульсом для продаж в 1 квартале 2020. «В преддверии надвигающегося экономического кризиса для некоторых клиентов покупка недвижимости была напрямую связана с возможностью сбережения накоплений», - добавляет эксперт. Спрос 1 квартала 2020 года на целых +39% превысил аналогичный показатель 2019 года. Однако, по итогам полугодия ситуация выправилась за счет падения доли заключенных во 2 квартале сделок относительно 1 квартала. В 2019 году спрос был распределен по кварталам равномерно. 72% от общего количества заключенных за 1 полугодие сделок пришлось на «предпандемийный» 1 квартал и 28% на 2 квартал.
«В бизнес-классе в апреле закономерно фиксировалось резкое падение продаж, но за май и июнь мы нарастили темпы и выполнили план за II квартал», - говорит Кирилл Игнахин, генеральный директор компании Level Group.
«Несмотря на сложную ситуацию в стране, связанную как с пандемией, так и с девальвацией рубля, рынок недвижимости бизнес-класса оказался резистентен к внешней среде. Показатели спроса 1 полугодия 2020 года превзошли ожидания и даже превысили показатели аналогичного периода прошлого года. Возможно, что положительное влияние на поддержание спроса на аналогичном 2019 году уровне 2019 дополнительно оказало субсидирование государством ипотечных кредитов по ставке 6,5% и традиционное желание населения вложить имеющиеся накопления в недвижимость», - отмечает Александр Шибаев.
При том, что средняя площадь экспонируемого на рынке лота по итогам квартала составила 76,8 кв. м, что всего на +2% больше показателя конца 2019 года, но при этом на -6% ниже показателя 1 полугодия 2019 года, отмечается интерес покупателей к лотам большего размера.
«По всем нашим проектам в первом полугодии наблюдалось изменение спроса. Так, в Level Донской предпочтения сместились в сторону двухкомнатных и трехкомнатных лотов, в Level Стрешнево - 80% всего объема продаж пришлось на двухкомнатные апартаменты евро-формата и трехкомнатные варианты. При этом во втором полугодии 2019 года активным спросом пользовался формат студии. Таким образом клиент не ушел в комфорт-класс за доступным предложением, а остался в бизнес-сегменте, делая выбор в пользу больших метражей», - отмечает новый тренд Кирилл Игнахин.
Территориальная структура продаж за 1 полугодие 2020 года выглядит следующим образом: лидирует ЗАО, доля которого составила 30% от общего количества проданных лотов. Лидерство ЗАО обусловлено активными продажами в ЖК «Крылья», «Кутузов Град2», «Событие». Второе место принадлежит СЗАО (22%), третье место у ЮАО (15%). Данные по распределению спроса приближенно соответствуют предложению, что говорит о том, что проседающих по популярности районов среди лидеров нет.