На долю десяти лидирующих по продажам столичных застройщиков пришлось 60% от общего числа реализованных в I полугодии площадей в новостройках «старой» Москвы, подсчитали эксперты «Метриум». В этот период им удалось найти покупателей для жилья общей площадью 743 тыс. кв.м в, а выручка от продажи квартир и апартаментов достигла 163 млрд рублей. Однако из-за режима самоизоляции и ухудшения ситуации в экономике во II квартале выручка топовых московских застройщиков снизилась на 20%.
В I полугодии девелоперы заключили порядка 21,8 тыс. договоров участия в долевом строительстве более чем 1,23 млн кв.м. жилья в «старой» Москве, а общий объем выручки достиг почти 284 млрд рублей, подсчитали эксперты компании «Метриум». При этом из 93 (по данным Единой информационной системы жилищного строительства) работающих в столице застройщиков десять лидирующих продали в этот период 60% площадей в новостройках. В сумме речь идет о 743 тыс. кв.м. во всех сегментах рынка. Топовые девелоперы заключили 13,3 тыс. договоров долевого участия (61% от общего числа) на сумму 163 млрд рублей (57% от суммарной выручки всех застройщиков).
На первой строчке рейтинга самых успешных застройщиков остается группа компаний Пик. Она реализовала около 241 тыс. кв.м жилья в новостройках «старой» Москвы, заключив 4,7 тыс. договоров долевого участия (ДДУ). Доля проданных этой компанией площадей в общем объеме составила 20%, а выручка оценивается в 44,6 млрд рублей. Наиболее успешным проектом компании стал ЖК «Люблинский парк», который занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых проектов массового сегмента в I полугодии. Период турбулентности во II квартале обернулся для лидера рейтинга 36-процентным уменьшением реализованной площади относительно I квартала.
На втором месте по-прежнему компания «Дон-Строй Инвест». Этот девелопер реализовал в «старой» Москве 116 тыс. кв.м жилья и заключил с дольщиками 1,9 тыс. ДДУ. Однако доля продаж у «серебряного призера» все еще в два раза ниже, чем у лидера рейтинга: «Дон-Строй Инвест» реализовала 10% площадей. Выручка компании составила около 28,2 млрд рублей. Самыми продаваемыми комплексами застройщика стали ЖК бизнес-класса «Сердце Столицы» и ЖК комфорт-класса «Огни». Падение продаж во втором квартале для этого девелопера также было ощутимым: в апреле-июне «Дон-Строй Инвест» продал на 41% меньше «квадратов», чем в январе-марте.
На третью строчку рейтинга поднялась компания Ingrad, которая реализовала в «старой» Москве 85 тыс. кв.м, заключив более 1,4 тыс. договоров долевого участия. Доля рынка этого девелопера достигла 7%, а суммарная выручка – порядка 20 млрд рублей. Наиболее востребованными проектами компании стали ЖК комфорт-класса «Преображение» и комплекс бизнес-класса «КутузовGrad II». Как и у предыдущего участника, продажи во II квартале у этого девелопера снизились на 41%.
Среди участников рейтинга только у двух компаний был зафиксирован прирост числа сделок во II квартале относительно I квартала, отмечают эксперты «Метриум». У компании MR Group, которая заняла четвертую позицию и реализовала 6% площадей в I полугодии, в апреле-июне спрос вырос на 15%. Немного выросли продажи и в компании «Центр-Инвест», которая продала 2% всех площадей в Москве и заняла десятое место в рейтинге. Во II квартале она реализовала на 5% больше площадей, чем в I квартале.
«Первое полугодие выдалось очень непростым для московских девелоперов, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – В I квартале наблюдался ажиотажный спрос на фоне девальвации рубля, затем наступил резкий спад активности покупателей из-за коронавируса и ухудшения экономической ситуации. Пришлось приостанавливать стройки, закрывать офисы продаж и переводить сделки в онлайн-режим. При этом в отдельных проектах провал в продажах достигал 70%. Однако мы видим, что эта турбулентность завершилась только некоторым перераспределением мест в рейтинге, но основная часть топовых игроков осталась и даже сохранила свои позиции. Полагаю, таков результат консолидации и укрепления столичного девелопмента. Еще 10 лет назад столь сильное падение продаж вполне могло спровоцировать коллапс застройщиков, но сейчас этого не произошло. И это очень хороший показатель развития отрасли в последние годы».