По информации 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 1 полугодии 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) составило 364,0 тыс. единиц. По сравнению с 1 полугодием 2019 года, число выданных автокредитов снизилось на 17,8% (в январе-июне 2019 года - 443,0 тыс. ед.). При этом количество проданных в кредит автомобилей в 1 полугодии 2020 года оказалось наименьшим для аналогичных периодов прошлых лет, начиная с 2017 года.
При этом стоит отметить, что в июне 2020 года количество купленных в кредит автомобилей составило 80,6 тыс. единиц, что на 4,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в июне 2019 года – 76,9 тыс. ед.). Основной причиной этого кратковременного роста стал отложенный спрос на автомобили, не реализованный в период жестких карантинных мероприятий в апреле-мае 2020 года.
В 1 полугодии 2020 года самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (26,6 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (20,7 тыс. ед.), Московской области (20,0 тыс. ед.), а также республиках Татарстан (18,1 тыс. ед.) и Башкортостан (16,5 тыс. ед.).
Самое большое падение выдачи автокредитов в 1 полугодии 2020 года (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года было зафиксировано в Красноярском крае (-27,4%), Москве (-25,7%), Московской области (-25,0%), а также в Санкт-Петербурге (-23,2%) и Тульской области (-22,3%).
«Основное падение выдачи автокредитов в 1 полугодии, безусловно, пришлось на период карантинных мероприятий в апреле-мае 2020 года, - полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В эти месяцы традиционное офлайн-кредитование в этом сегменте фактически не работало, а дистанционные каналы в автокредитовании развиты относительно слабо. Конечно, после снятия в июне карантинных ограничений (в первую очередь, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге) граждане направились в автосалоны реализовывать отложенный на несколько месяцев спрос. Однако утверждать, что такую картину мы будем наблюдать до конца 2020 года, было бы не верно. Скорее всего, в последующие месяцы объемы выдачи автокредитов окажутся существенно меньшими по сравнению с прошлым годом».
«В апреле-мае ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, самым негативным образом сказались как на работе автодилеров, так и на автокредитовании, – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Конечно, в июне ситуация несколько улучшилась. Но это во многом связано с возобновлением работы автодилеров в крупнейших регионах страны - Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге и других. Основными же причинами роста в июне стали реализация отложенного спроса, а также расширение условий госпрограмм «Первый / Семейный автомобиль». Однако одних этих факторов, на наш взгляд, для стабилизации ситуации на авторынке все-таки недостаточно».
Инфографика доступна на сайте НБКИ.